Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Январь 2018 (1)
Июль 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (2)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (1)







БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ   
 
БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕПерепечатка статьи Виктора ТКАЧЕВА - полковника, старшего преподавателя кафедры ВВС Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Источник - журнал Воздушно-космическая оборона №3 (16) 2004.

Достоинством данной статьи является то, что во времена нашей службы на Аташке такую профессиональную оценку военно-исторических событий можно было прочесть только в учебниках из секретной части.

Статья размещается по целеуказанию Игоря Корнеева

В противовоздушных сражениях 1969-1970 гг. ЗРВ Египта сыграли решающую роль

В 1969 г. на Ближнем Востоке израильская авиация возобновила активные боевые действия и нанесла внезапные сосредоточенные удары по группировкам средств ПВО Египта в зоне Суэцкого канала. За господство в воздухе над ним развернулась ожесточенная борьба, основной вклад в которую в 1970 г. внесли зенитные ракетные войска.

Имея незначительную численность населения, Израиль сделал основную ставку на использование ВВС как главной ударной силы при разгроме авиационных и сухопутных группировок противостоящих арабских стран. В конце 1960-х гг. Тель-Авив приобрел во Франции несколько типов самолетов: легкие реактивные бомбардировщики "Вотур", истребители "Мистер IVA" и "Супер Мистер IVB2", а затем и сверхзвуковые "Мираж IIIC", учебно-тренировочные машины МД-450 "Ураган" и СМ-170 "Мажистер" (эти УТС использовались также в качестве истребителей-бомбардировщиков). В США были закуплены истребители-бомбардировщики А-4 "Скайхок", F-4 "Фантом II". "Мираж IIIC" в основном применялся в качестве истребителя ПВО. Вооружение его состояло из двух 30-мм пушек, НУР, бомб различного назначения и УР (французские "Матра" с радиолокационной или инфракрасной ГСН и американские "Сайдвиндер-1A" с инфракрасной ГСН).

К моменту возобновления боевых действий в ВВС Израиля насчитывалось более 350 боевых самолетов, из них свыше 170 самых современных в то время "Фантомов", "Миражей" и "Скайхоков". Авиационные части были полностью укомплектованы личным составом. На каждую машину приходилось 1,5-2 экипажа, что позволяло значительно увеличить количество вылетов. Пилоты имели хорошую подготовку для ведения боевых действий в различных условиях.

Для базирования своих ВВС Израиль располагал 19 аэродромами, в том числе 9 - с капитальными ВПП длиной 1800 м и более. Их оперативная емкость составляла 225 самолетов (из расчета по 25 машин на аэродром). Для рассредоточения тактической авиации израильское командование использовало еще четыре аэродрома с ВПП длиной 1200-1800 м. Кроме того, после захвата в июне 1967 г. Синайского полуострова израильтяне получили в свое распоряжение еще несколько аэродромов (Мелес, Эль-Сирр, Эль-Ариш, Бир-эль-Темада, Эль-Тор), в результате чего возможности для рассредоточенного базирования и аэродромного маневра еще более расширились. С учетом небольшого удаления израильских авиабаз от основных объектов ударов на территориях арабских стран самолеты могли совершать по четыре (и более) боевых вылета в сутки.

ТАКТИКА ВВС ИЗРАИЛЯ

В тактике действий авиации Израиля широко использовался опыт ВВС США во Вьетнаме применительно к местному ТВД, а также с учетом имеющихся средств ПВО и характера объектов Египта.

БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕПри этом командование военно-воздушных сил Израиля стремилось изыскивать возможности для проведения операций без потерь: тщательно выбирались объекты поражения, определялись последовательность ударов и тактические приемы. Как правило, атакам с воздуха подвергались и прикрывающие средства ПВО.

Каждый налет всесторонне подготавливался. В этих целях активно велась разведка объекта удара, изучались прилегающая местность, скрытые подходы к нему и система противовоздушной стороны. Летчики осваивали маршруты полета и способы действий по целям с использованием макета местности.

Тактика израильской авиации отличалась большой гибкостью и отсутствием шаблонности. Даже в тех случаях, когда успех достигался ценой хотя бы незначительных потерь, немедленно в способах и приемах боевого применения ВВС появлялось что-то новое.

Характерные особенности действий ВВС Израиля в тот период:
как правило, полеты парами самолетов на малых и предельно малых высотах (30-50 м) вне видимости РЛС и с использованием маскирующих свойств рельефа местности, чтобы внезапно появиться в зонах поражения огневых средств ПВО Египта;
использование противоракетного маневра с перегрузками до 6-8 ед. с увеличением скорости полета до 400-450 м/с с одновременным изменением курса и пикированием под нижнюю границу зоны поражения ЗРК;
сбрасывание целей-ловушек с истребителей-бомбардировщиков F-4 за 3-5 км до зоны поражения ЗРК (одновременно с разворотом самолета на 180° выбрасывалось до 5 отражателей).

Наибольшее разнообразие тактических приемов отмечалось при нанесении ударов по позициям зрдн. В большинстве случаев подход к стартовой позиции дивизиона осуществлялся на предельно малых высотах (30-50 м), за 3-5 км от СП производился набор высоты для преодоления огня средств зенитно-артиллерийского прикрытия и визуального прицеливания, затем самолет пикированием с высоты 1,5-2 тыс. м поражал вооружение и военную технику и уходил на малой высоте. Часто удары по стартовым позициям дивизионов наносились с двух-трех направлений, одновременно группы самолетов или отдельные машины совершали отвлекающие маневры.

Израильские самолеты американского производства были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении СНР зенитных ракетных комплексов СА-75МК и С-125, СРЦ, о пуске и выходе ЗУР на траекторию наведения и др. Это позволило с еще большей эффективностью осуществлять противоракетный маневр и избегать зачастую поражения зенитными управляемыми ракетами.

Противоракетный маневр, совершаемый израильскими летчиками, в основном был аналогичен маневру, применяемому американскими пилотами во Вьетнаме. Но при этом были и некоторые особенности. Например, вывод самолета из зоны поражения ЗРК за время полета ракеты производился разворотом на 90-180° с увеличением скорости (с 250 до 450 м/с) за счет включения форсажа (перегрузки достигали 8 ед.). При этом резко уменьшалась высота полета.

Особенно характерен был противоракетный маневр с большими перегрузками для самолетов "огневой" разведки. В состав этих групп выделялись скоростные машины, бомбовая нагрузка которых снижалась до минимума, а пилоты имели высокую выучку и были подготовлены для совершения маневра в зонах поражения ЗРВ. Группы "огневой" разведки входили в зону действия зенитных ракетных частей на средних высотах, вызывали огонь зрдн на себя и после обнаружения СП дивизионов производили энергичный противоракетный маневр с выходом из зоны поражения. После этого они наводили на зрдн ударные группы, действовавшие на малых высотах, а при благоприятных условиях - поражали стартовые позиции сами.

Для примера можно привести налет на группировку египетских ЗРВ 3 августа1970 г., когда израильские самолеты действовали именно таким образом. Аналогичную тактику израильские летчики использовали и в других налетах на зрдн. В период с 30 июля по 3 августа 1970 г. было произведено 45% налетов с участием групп "огневой" разведки, в которых участвовало 32% общего количества самолетов. Все стрельбы зенитных ракетных войск, проведенные по целям, совершающим резкий маневр с перегрузками до 8 ед., оказались безрезультатными.

При нанесении ударов по объектам, ведении воздушных боев и воздушной разведки ВВС Израиля интенсивно применяли активные шумовые помехи. Они ставились в широком диапазоне частот радиолокационным станциям П-30, П-35, П-12, П-15, СНР-75 и СОН-9. В качестве постановщиков помех использовались вертолеты, транспортные поршневые самолеты, легкие реактивные бомбардировщики типа "Вотур", которые находились в зонах барражирования в 20-40 км восточнее Суэцкого канала на высоте 3-5 тыс. м. Барражирование, как правило, осуществлялось на маршрутах, параллельных каналу (на участке Порт-Саид-Суэц). Кроме того, помехи создавались наземным постановщиком, расположенным в 35 км от канала (на высоте порядка 600 м над уровнем моря). С появлением на вооружении ВВС Израиля самолетов типа "Фантом" постановка помех производилась этими истребителями-бомбардировщиками из состава ударных групп. Зачастую при этом одновременно помехи ставили машины из зон барражирования, что существенно затрудняло работу РЛС.

Всего с июля 1969 г. по август 1970 г. авиация Израиля совершила более 10 тыс. вылетов: для нанесения ударов - 86,8%, на воздушную разведку - 11,5%, для ведения воздушных боев - 1,7%.

РАЗГРОМ ГРУППИРОВКИ ЗРВ ПВО ЕГИПТА В ИЮЛЕ 1969 г.

Основу противовоздушной обороны Египта к 1969 г. фактически составляли зенитные ракетные войска. Первоначально на вооружении частей ЗРВ ОАР (Объединенной Арабской Республики - так тогда назывался Египет) находились ЗРК СА-75МК "Двина", а с середины 1970 г. - также комплексы С-75 "Десна" и С-125 "Печора". Зенитная ракетная бригада ПВО ОАР состояла из четырех-восьми зенитных ракетных и одного-двух технических дивизионов. Организационно зрбр входили в состав дивизий ПВО.

В 1969 г. на Суэцком канале для прикрытия сухопутных войск и военных объектов в районах городов Порт-Саид, Исмаилия и Суэц были развернуты две зенитные ракетные бригады СА-75М (7 дивизионов). С июля 1969 по март 1970 г. зенитные ракетные дивизионы провели 36 стрельб и сбили 8 израильских самолетов (эффективность 0,22, средний расход по 9,1 ракеты на один сбитый самолет). Стрельбы проводились отдельными дивизионами по самолетам, совершающим налеты на стартовые позиции зрдн в условиях заградительных помех. В данный период египетские ЗРВ своей задачи не выполнили. Причины этого были следующие.

Стремление прикрыть большое число объектов ограниченными силами и средствами ЗРВ привело к их распылению и не позволило организовать где-либо надежную оборону. Зенитные ракетные дивизионы в центре зональной группировки располагались с интервалом в 25-30 км, а фланговые дивизионы - на расстояниях 65-75км.

При таком построении не обеспечивалось взаимное прикрытие на малых высотах, а фланговые дивизионы вообще не имели огневого взаимодействия с центральной группой зрдн. Кроме того, у четырех южных зрдн, расположенных в гористой местности, были резко ограничены огневые возможности на малых высотах из-за больших углов закрытия.

Инженерное оборудование позиций не обеспечивало защиту боевой техники и личного состава. Зенитные ракетные дивизионы занимали СП полевого типа с обваловкой кабин и ПУ. Маскировка позиций отсутствовала.

Непосредственное прикрытие зрдн осуществлялось взводами зенитных пулеметов и только в двух дивизионах эту задачу выполняли зенитно-артиллерийские батареи, вооруженные 57-мм орудиями. Оповещение и целеуказание для зрдн осуществлялось по схеме ЦКП-КП дивизии-КП зрбр-КП зрдн. У последних прямых связей с соседними радиолокационными ротами, как правило, не было. В дивизионах свои СРЦ отсутствовали. В результате поступление информации о воздушной обстановке запаздывало. Степени боевой готовности зрдн не соответствовали подлетному времени целей на малых высотах.

Таким образом, группировка египетских ЗРВ на Суэцком канале в 1969 г. не была готова к отражению массированных ударов авиации Израиля, так как не учитывала возможность подхода самолетов противника на малых высотах с разных направлений и высокую плотность налетов. Соединения зенитных ракетных войск Египта не только не могли решить задачу прикрытия объектов, но даже оказались неспособны к самообороне. Группировка сама требовала прикрытия и, прежде всего, от атак с малых высот. Вследствие отсутствия должной маскировки и длительного пребывания дивизионов на одних и тех же позициях командованию ВВС Израиля удалось вскрыть построение зенитной ракетной обороны египтян, определить ее слабые места и затем разгромить стартовые позиции зрдн.

В течение пяти дней (с 20 по 24 июля 1969 г.) противник поразил СП шести зенитных ракетных дивизионов. После этого группировка ЗРВ Египта в зоне канала фактически была уничтожена. Зенитные пулеметные установки ЗПУ-2 и ДШК, имевшиеся в зрдн, эффективного прикрытия дивизионов не обеспечили, поскольку огонь открывался, как правило, с опозданием. Всего за период с июля 1969-го по март 1970 г. ВВС Израиля вывели из строя 18 зенитных ракетных дивизионов.

ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ

Однако египетское командование из июльского разгрома 1969 г. все же сделало соответствующие выводы. В апреле-июне 1970 г. в ОАР была проведена реорганизация противовоздушной обороны с учетом опыта предыдущих боев, возможностей и тактики действий авиации противника.

В основу осуществленных мероприятий легли следующие принципы: ЗРВ действительно являются основой ПВО страны; для обеспечения помехозащищенности, всевысотности и живучести в состав зенитной ракетной группировки должны включаться ЗРК различных типов; группировка ЗРВ обязана иметь сплошную многослойную систему огня и обладать высокой живучестью.

Планами предусматривалось проведение перестройки организационно-штатной структуры ПВО, создание сети командных пунктов, организация войскового и среднего ремонта боевой техники, проведение доработок ЗРК, увеличение количества ЗРК, обучение и переподготовка личного состава.

В первой половине 1970 г., когда численность ЗРК еще не позволяла создать в зоне Суэцкого канала сильную зенитную ракетную группировку, зрдн здесь применялись для действий из засад. Формировались маневренные группы из трех-четырех дивизионов, которые располагались на сокращенных интервалах между собой (7-9 км), обеспечивая тем самым многослойность огня и взаимное прикрытие. Непосредственную защиту от атак зрдн с воздуха осуществляли зенитная артиллерия и ПЗРК "Стрела-2".


БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕВ задачу таких групп входили периодические внезапные обстрелы самолетов и вертолетов противника, вторгшихся в зону боевого поражения ЗРК, и накопление боевого опыта личным составом.

Выдвижение зрдн производилось в ночное время. При этом особое внимание обращалась на обеспечение полной скрытности и секретности подготовки засады. После занятия СП в течение ночи проводились регламентные и маскировочные работы. К рассвету дивизионы приводились в полную боевую готовность к немедленному пуску ракет. Управление зрдн осуществлялось с подвижного командного пункта (ПКП), оборудованного на автомашине. Связь между зрдн и КП была телефонная. Данные о воздушной обстановке командные пункты и дивизионы получали от близлежащих радиолокационных рот РТВ и постов визуального наблюдения.

Благодаря внезапности действий эффективность поражения целей резко возросла. В частности, только в мае-июне 1970 г. египетские ЗРВ провели 6 стрельб из засад и сбили три самолета противника. При этом потерь в материальной части и личном составе "засадные" группы не понесли.

По мере количественного и качественного роста огневых средств и средств обеспечения на прикрытии главных объектов ОАР стали создаваться крупные смешанные зенитные ракетные группировки, состоящие из ЗРК СА-75, С-75, С-125. В них обязательно включались подразделения и части зенитной артиллерии малого калибра и комплексы "Стрела-2". В ходе организации ПВО некоторых объектов использовались малоразмерные аэростаты заграждения. Кроме того, были пересмотрены рубежи удаления стартовых позиций от объектов прикрытия и интервалы между зрдн.

К вновь сформированным группировкам предъявлялись требования: успешно вести боевые действия в сложной воздушной обстановке, отражать одновременные удары воздушного противника с разных направлений и на всех высотах (плотность налета на главном направлении - до 10-12, а на второстепенных - до 6-8 самолетов в минуту).

К концу июня 1970 г. в центральной зоне Суэцкого канала располагалась группировка ЗРВ смешанного состава, включавшая 16 зрдн. Боевые порядки занимали по фронту 45 км и в глубину 25 км. Интервалы между дивизионами равнялись 6-12 км (на флангах группировки - более уплотненные боевые порядки). На каждый зрдн были подготовлены одна-две запасные позиции. Некоторые стартовые позиции оборудовались как ложные с использованием макетов и кочующих СРЦ П-12. Каждый зрдн имел средства непосредственного прикрытия (МЗА, ЗСУ-23-4). Для совместных действий с зенитными ракетными дивизионами было выделено восемь полков ЗА различного калибра, два батальона (20 взводов) ПЗРК "Стрела-2", двенадцать установок ЗСУ-23-4 "Шилка", шестнадцать зенитных пулеметных рот.

Эта группировка ЗРВ 30 июня 1970 г. провела два боя с израильской авиацией, в ходе которых последняя потеряла семь самолетов, из них пять сбили зенитные ракетные комплексы и два - ПЗРК "Стрела-2". В ЗРВ было выведено из строя два дивизиона.

В ходе боя 3 июля 1970 г. группировка ЗРВ и средства ее прикрытия уничтожили три израильских самолета, и ВВС противника не выполнили поставленную перед ними задачу. Тем самым впервые с начала боевых действий египетские зенитные ракетные войска полностью справились со своей задачей, отразив налеты вражеской авиации.

ИТОГ

Всего с 30 июня по 3 августа 1970 г. зенитными ракетными войсками и средствами их непосредственного прикрытия в зоне Суэцкого канала было сбито 25 израильских самолетов.

В июне-июле 1970 г. в составе группировки ЗРВ в зоне Суэцкого канала зрдн СА-75М провели 65 стрельб, уничтожили 11 самолетов при среднем расходе 12,9 ракеты на одну сбитую машину (эффективность 0,17). В этот же период зрдн С-125 провели 16 стрельб, уничтожили 9 самолетов при среднем расходе 3,6 ракеты на каждый (эффективность 0,56).

Достаточно высокие показатели в борьбе с современной тогда авиацией показал ЗРК С-125. В частности, с 30 июня по 3 августа 1970 г. в зоне Суэцкого канала только по маневрирующим целям зрдн С-125 провели 9 стрельб (56% от общего количества), израсходовали при этом 19 ракет и уничтожили 5 самолетов. Из четырех неудачных стрельб одна велась по цели, применяющей резкий маневр, одна - на границе зоны поражения (после пуска ракет цель за счет разворота и включения форсажа вышла из зоны поражения). Две стрельбы были проведены на границе зоны поражения в целях прикрытия соседних зрдн (после маневра цели вышли из зоны поражения, не выполнив боевой задачи).

Таким образом, решающей фазой в сражениях за господство в воздухе в 1970 г. явилось противоборство зенитных ракетных группировок Египта, выдвинутых в район Суэцкого канала, с израильской авиацией, использовавшей все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы воспрепятствовать этому. В результате боев ВВС Израиля не решили стоящих перед ними задач. Политический итог "битвы на канале" был таков - в августе 1970 г. израильское военно-политическое руководство пошло на заключение перемирия. В целом в 1969-1971 гг. зенитные ракетные войска ПВО Египта выполнили 124 стрельбы, поразили 32 цели и израсходовали 264 ракеты. Средний расход на одну цель составил 8,3, а показатель эффективности стрельб - 0,26.

Виктор ТКАЧЕВ
полковник, старший преподаватель кафедры ВВС Военной академии Генерального штаба ВС РФ

 

17 сентября 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта