Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Февраль 2023 (1)
Февраль 2022 (2)
Декабрь 2021 (1)







Наш комбат   
 

Произошло событие, из которого нет обратного пути. И слов подходящих нет… И говорить лишний раз не хочется…
Я извлек из памяти сайта статью одиннадцатилетней давности, которая слишком радостна для этого печального дня. НО ПОЧЕМУ НЕ ВСПОМНИТЬ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА РАДОСТНО?

Во времена Интернета в почтенном возрасте можно найти своего командира… Своего армейского отца и мать… Человека, который жизнь свою посвящал тому, чтобы научить нас военному делу настоящим образом; чтобы подготовить нас к жизни к войскам; чтобы сделать нашу жизнь максимально комфортной в условиях Аташки; чтобы облегчить нашу жизнь на гражданке…

Имя этому множеству людей — командир второй батареи майор Гноевой Юрий Никитич. Мы можем говорить об этом НАСТОЯЩЕМ человеке в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. Он жив! Очень даже жив. Не благодаря, а вопреки.


Сегодня — 18 августа 2020 года Юрия Никитича не стало…

Спасибо всем моим однополчанам. Они помнили и помнят о Юрии Никитиче. Но только старшина всех времен и народов - Саша Марусяк - нашел в хитросплетениях сети знакомое имя.
Мало того. Он нашел адрес. Написал письмо и... Получил ответ!
Завидуйте, дети цивилизации! Он получил ответ, написанный не банным (электронным) мылом, а на бумаге. Читайте и истекайте слюной много раз (кликайте по текстам для увеличения):
Поверьте, Одноаташкинцы, в наш век прагматизма ответом на это письмо стал настоящий мужской поступок, в котором я участия не принял. Мне чертовски жаль. И я горжусь своими однополчанами, которые сорвались с насиженных мест, и поехали на день рождения командира. Молодцы, ребята.

Сделаю и я свой посильный вклад в празднование Дня рождения достойного человека.
Первое, что я увидел, когда вошел на второй этаж казармы во Вторую батарею - это была бытовая комната... Скорее, бытовая ниша, т.к. в ней не было передней стенки и дверей. В комнате стояли стандартные столы для глажения формы и панам (панамы я выделяю из формы, т.к. это - своего рода, корона тех, кто служил в Бакинском округе ПВО). Второе, что потрясло - курсантский магазин без продавца: лежат вещи повседневной потребности - подворотнички, нитки, иглы, вакса и... коробка для денег. Взял то, что тебе нужно - клади деньги.
Знаете, ребята... До сих пор я воспринимаю ЭТО, как величайшее уважение ко мне лично, как к ЛИЧНОСТИ. Никто и никогда не относился ко мне с большим доверием.
А еще всех (не только меня) поразили зеркала с грубыми (по нынешним понятиям) рамами в виде ящиков, которые не давали бликов. Но это было очень трогательно. Нас призывали в СТРАШНУЮ, ДАЛЕКУЮ ОТ ТЕПЛОГО ДОМА АРМИЮ, а мы пришли в казармы, которые каждым штрихом показывали, что мы пришли во второй свой дом - дом защитников тех, кто остался в первом нашем доме.
Далее я буду вставлять воспоминания между фотографиями встречи, которая произошла через 30 лет. (ДЮМА ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ В ГРОБУ!)
Моя заслуга в этой встрече исчезающе мала. Есть такие заводные ребята, как Виктор Щадько, Александр Марусяк, Сергей Мякота... Они предупредили другого заводного парня - Юрия Гноевого... А тот снял на пару дней домик на берегу Азовского моря... Маленькую теплую казарму Второй батареи...
Это, конечно, совпадение, но для торжества был снят второй этаж домика. (Для тех, кто не в теме: казарма второй батареи тоже находилась на втором этаже дома на горе над Каспийским морем).
Знаете, меня до глубины души тронули слова комбата: "Знаешь, мне сегодня не только ты звонишь. Многие звонят... Поздравляют. А я всем говорю: А ко мне мои курсанты приехали... Мои ребята... И все завидуют моему счастью".
И я ему по-хорошему завидую. Найдется ли кто-то из тех, кого я чему-то научил в этой жизни, кто приедет ко мне на мое 72-летие?
Но не обо мне речь. Я просто хочу сказать, что в те далекие времена Советской власти в нас в армии вкладывали такие ценности, которые вызывали не отторжение суровой школы армии, а добрые чувства к нашим командирам, к нашему долгу перед Родиной, к отношению к близким и не очень близким людям, любовь к нашей Армии, к делу, которому мы сознательно отдали часть своей жизни.
Не дай Бог вам сказать, что нам там сопельки командиры вытирали! Они были требовательными настолько, чтобы обеспечить нам безопасность в нашей дальнейшей армейской жизни. Однажды во время наряда я решил (в свободное время) посетить одного из своих товарищей, несущих наряд в штабе. И, надо же! Навстречу мне - Юрий Никитич!
- Курсант! Ко мне! Статья №... Устава внутренней службы....
-... (немая сцена)
Сейчас это смешно. Но наши командиры объяснили нам простую армейскую альтернативу: 1) Умело увиливать от хитросплетений армейских законов и правил (что очень сложно); 2) Жить по уставу и умело пользоваться его положениями. Против устава не попрет даже министр обороны!
Командиры были правы, т.к. знание устава позволило нам (в войсках) уложить лицом в грязь командира полка, который повадился ходить в полк через боевые позиции до снятия их с охраны...
Был в нашем призыве курсант-активист, который с умным и проникновенным лицом говорил нам задушевным голосом о войсковом товариществе... Ошибался он. Крепко ошибался. Это - не товарищество, а братство. Наш сайт подтверждает то, что мы можем позвонить друг-другу через границу бывших братских республик и попросить о помощи... Просто рассказать о наболевшем. Становится легче... Не это ли БРАТСТВО?
Разговор по душам. Были ли они у нас? Когда я рассказал Юрию Никитичу о нашем разговоре перед Малым дембелем, он этого разговора не вспомнил. Это - главное доказательство того, что он не старался найти себе прихлебателей, а напротив - каждому старался найти место для службы в войсках такое, чтобы служба была в радость.
Мне он предложил Ростовскую область или Гудауту. Спасибо Вам, товарищ майор.
Во время службы нам не рекомендовалось потреблять даже пиво. Выпьешь мало, а вони много. Смешно, но даже ситро во флягах умудрялось забродить до запаха спиртного.

Наверно, мы были в те времена так чисты, что я... до сих пор страдаю от того, что не попробовал вкус знаменитого Агдама.

Вру. Мне пришлось ехать несколько часов на поезде Тбилиси-Агдам. Вкус третьей полки жесткого вагона - непередаваем.
Клопов мы травили в казармах регулярно. В летний период это было не актуально. Но Юрий Никитич выгонял нас под руководством прапорщика всех прапорщиков под стены казармы, и заставлял жечь вонючие бумажки вокруг хитросплетений армейских кроватей, чтобы выгнать оттуда гипотетических насекомых. В нашем призыве их не было.
В наш призыв в школе ничего не горело. Разве что - котел в бане. Мы только чинили крыши, старенький телевизор в казарме, красили полы. Пусть шашлычный дым станет воспоминанием о всем недоеденном молодыми желудками.
Юрий Никитич. Нам всегда хотелось есть. Я думаю, что вы не сомневались в этом. Прокормить солдата так же сложно, как прокормить щенка. Желудок обоих не имеет дна и чувства меры.
Спасибо вам за то, что вы смотрели сквозь пальцы на куски хлеба, которые находили в наших тумбочках. Ну, очень кушать хотелось...
Знаю, что вам больно было смотреть на банку тушенки, которую выдавали нам на взвод голодных курсантов в качестве сухого пайка во времена, когда мы сопровождали дорогого Леонида Ильича. В той банке мяса было меньше, чем в любом из этих шашлыков. Возможно, в этом есть сермяжная правда жизни: мы поняли, где искать мясо, а не стали ждать, что кто-то нам его принесет на тарелочке с голубой каемочкой.
И пели мы много. Не забуду того, как вы были на репетиции концерта нашей батареи. Вы могли просто посидеть и уйти, но терпеливо выслушали наши песни про Виталия Павловича, который не выжил в атаке, и про Белые халаты в белых палатах, и... совершенно не по-военному поблагодарили нас - пацанов. Это было самой большой наградой.
А пели мы по-разному. 22-й взвод всегда пел достаточно тихо. Даже в нашей батарейной газете по этому поводу было написано, что поем мы так тихо, чтобы враг не догадался. А может, мы считали, что воевать нужно не голосом, а умением. А научили вы нас в школе так много, что лет десять после службы мы забивали своими знаниями кадровых офицеров в полках, к которым были приписаны в запасе.
И у нас все хорошо. Так вы нас учили. Хорошо, даже тогда, когда трудно и горько, когда больно и обидно, когда жалко себя, и когда нечего жалеть. Вы научили нас чувству долга, которое нивелирует все неровности жизни. Даже если это не всегда справедливо, но помогает жить в наше нелегкое время.
И самый сладкий напиток - это чай из наших помятых, тяжеленных алюминиевых чайников. Мы сдабривали его горечь нашими яичными "пирожными" на черном хлебе, которые превосходили по вкусу бакинскую выпечку.
На Аташке у курсантов не было времени развалиться на диванчике. Все свободное время мы драили бляхи и шили воротнички. Да еще письма писали. Так много писали, как никогда более в жизни. А много ли времени было у офицеров Аташки? Сколько раз вы появлялись посреди ночи в двери напротив тумбочки с дневальным? Ах, с каким бы удовольствием мы бы в этот момент заботливо взбили вам подушку, лишь бы вы не выискивали своим придирчивым взглядом недостатки в нашей службе!
Но в войсках мы поняли, что без поиска недостатков в мелочах невозможно добиться порядка в целом!
Мы честно несли свою службу: хранили машины, станции, наши изящные изделия. Они не стояли у нас на приколе. Поверите ли, Юрий Никитич, мы отстреливали изделия, которые были списаны с боевого дежурства из-за возраста и неисправностей. Но все они (за редкими исключениями) достигали целей и днем, и ночью, и на большой высоте, и на сверхмалых. Мы попробовали себя в боевой обстановке и верим, ЧТО СМОГЛИ БЫ при необходимости выстоять.
Мы покинули Аташку, НО НАВСЕГДА ОСТАЛИСЬ НА НЕЙ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ. Самые расхлябанные бойцы пишут в своих дембельских альбомах слюнявые стишки про юность в сапогах. Чем дольше мы живем, чем больше седины становится в поредевших волосах, тем менее смешными и слюнявыми становятся эти стиши. Мы не зря собрались вместе на нашей горе.
Мы уехали с Аташки для того, чтобы оставить там кусочек себя; для того, чтобы стать богаче, прирастая кусочками душ наших сослуживцев и командиров - всего того, что оставляет неизгладимый след на всю жизнь.
========
Ребята. Наш командир признался мне в том, что практически никого не узнал. Он не верит в то, что мы стали... взрослыми. Он молод душой, взглядом, голосом. Мы для него все те же пацаны семидесятых.
Долгих лет ему жизни.

Земля вам пухом, командир



Переходы к другим встречам:

Встреча в Воронеже (2007)
Встреча в Москве (ноябрь-2007)
Встреча в Донецке (июль-2008)
Встреча в Москве (июль-2008)
Встреча в Рузе (сентябрь-2008)
Встреча на Тамбовщине (май-2009)
Встреча в Санкт-Петербурге (декабрь-2009)
Встреча в Череповце (июнь-2010)
Встреча на Ставрополье (июнь-2010)
Встреча в Москве (май-2011)
Встреча в Святогорье (июль-2011)

 

15 июля 2009
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Комментарий от 20 июля 2009 04:31
#1
 
Valeri





icq: {icq}

  
Нет сомнений,что эта встреча была замечательным подарком! Могу себе очень хорошо представить какой пульс был у всех участников.... Молодцы ! Откровенно радостно и по-хорошему завидно !
зарегистрирован: --    

Комментарий от 26 июля 2009 13:48
#2
 
ByPassing





icq: {icq}

  
Читаю. Жутко завидую. Внутри комок. Хочется пустить скупую мужскую слезу...
Всё сказанное тобою,  Саша, можно приложить и к моей Третьей батарее. Мои комбат Фраерман и взводный Михнюк, за прошедшую уйму лет не только не забылись, а стали роднее, понятнее и ближе. Я горд тем, что служил рядом с ними, в НАСТОЯЩИХ войсках ПВО, в НАСТОЯЩЕЙ Советской Армии! Что творят с армией сейчас и что в ней творится - не понимаю и не принимаю.
зарегистрирован: --    

Комментарий от 31 июля 2009 18:17
#3
 
sergei





icq: {icq}

  

 Спасибо за добрую новость и хорошую заметку!
Гноевой принимал у нашего взвода экзамен по Уставу внутренней службы. Поскольку статьи заучивали наизусть, то однажды это мне очень пригодилось в неприятной ситуации - в стычке с замполитом. Тот просто не стал связываться, хотя, каюсь, и я был неправ.
Спасибо Юрию Никитичу, пусть с опозданием, но поздравляю его с Днём рождения! Здоровья ему и удачи!!!! 

зарегистрирован: --    

Комментарий от 18 октября 2009 02:40
#4
 
Giyas





icq: {icq}

  

Тогда вначале 80-х мы ездили в школу в город на Баилово. И нам - детям приходилось почти час находится вместе в одном автобусе. В то время, в один из дней) на моей исторической Родине (СОАССР г.Орджоникидзе) прошло волнение(было сообщение по телевидению). Утром  в автобусе дети с ходу стали меня терроризировать. Называли моих земляков(чеченце и ингушей) - врагами и предателями. Я сначала пытался отражать нападки, но давление всего автобуса было сильнее. Я уступил и расплакался...

Было горько. Я стал просить о пощаде, говоря, что я же не виноват. Сегодня я ненавижу себя за это малодушие. Хотя я был просто ребёнок, а дети частенько бывают жестокими. Обида осталась навсегда.

Единственный из всех школьников Вова Гноевой защитил меня от нападок детворы и закрыл всем рты. Его я тоже так же запомнил на всю жизнь. Он был для нас всегда авторитетом. Хотел бы я ещё раз в жизни увидеть его и пожать ему руку.

Если есть у кого адрес  Гноевых, оставьте мне. Мой email:Elberd@pochta.ru

зарегистрирован: --    

Комментарий от 22 октября 2009 19:59
#5
 
Adolph7090





icq: {icq}

  
Не ожидал. Спасибо очень понравилось. Редко такое встретишь.
зарегистрирован: --    

Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта