Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » Чему нас учили на Аташке?
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Февраль 2022 (2)
Декабрь 2021 (1)
Ноябрь 2021 (1)
Август 2021 (1)
Май 2021 (1)
Апрель 2021 (2)







Чему нас учили на Аташке?   
 

Как уже отмечалось, важной особенностью создания комплекса было то, что еще задолго до начала полигонных испытаний, с начала 1957 г., было развернуто серийное производство его основных компонентов. С мая 1957 г. началась отправка на полигон Капустин Яр первых партий аппаратуры и отдельных боевых средств серийных комплексов СА-75. В октябре 1957 г. планировалось поставить на совместные испытания серийный комплекс СА-75 в полном составе.



Успешные результаты стрельб экспериментального образца комплекса и оперативное проведение настроечных работ на его серийном образце предопределили решение о совмещении проведения конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) испытаниями в целях скорейшего оснащения Войск ПВО страны новыми комплексами. Принятое решение позволило завершить весь объем заводских и Государственных испытаний в течение пяти месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК. По результатам полигонных испытаний комплекс 28 ноября был рекомендован к принятию на вооружение.



Комплекс СА-75 "Двина" с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957г. N1382-638 и Приказом МО СССР N00102 1957 г. Несмотря на длившиеся практически до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г. было в значительной мере выполнено. Промышленности удалось изготовить 30 из 40 заданных зенитных ракетных батарей и 621 из заказанных 1200 ракет.



Как уже отмечалось, с начала 1957 г. было развернуто серийное производство основных элементов комплекса. Радиоэлектронную аппаратуру изготавливали заводы N304 (Кунцево), N933 (Днепропетровск) и N569 (Загорск). Производство антенн и антенных постов велось заводами N710 (Подольск), N92 (Горький) и N23 (Москва). Шасси автомобилей ЗиС-150, позднее ЗиС-151, поставлялись заводом им. Лихачева. С мая 1957 г. началась отправка на полигон Капустин Яр первых партий аппаратуры и боевых средств серийных комплексов СА-75.



Еще в декабре 1954 г. головным по выпуску ракет комплекса С-75 был определен расположенный на северозападной окраине тогдашней Москвы завод N 41, организованный в 1942 г. для производства двигателей для легкомоторных и пассажирских самолетов. Первые ракеты В-300 для "Системы-25" на заводе N41 были изготовлены в 1953 г., но в следующем году их выпуск был прекращен, так как завод был переориентирован на производство ракет для комплекса С-75, выпуск которых начался в 1955 г.



Забегая вперед, отметим, что в середине шестидесятых годов завод переименовали в ММЗ "Авангард". При заводе организовали КБ во главе с B.C. Котовым для проведения дальнейших работ по модернизации ракет комплекса С-75. В семидесятые годы "Авангард" первым приступил к выпуску ракет комплекса С-300П. Конструкторы продолжали осуществлять авторский надзор по ракетам комплекса С-75 и проектирование ракет-мишеней, переоборудуемых из снимаемых с вооружения ракет этого комплекса. Коллектив КБ в различные годы возглавляли В.А. Рыбин, И.В. Петровичев, в настоящее время - Н.Н.Ермолов.



С 1957 г. выпуск ракет В-750 освоил и расположенный в подмосковном Долгопрудном завод N464. Возведенный в начале тридцатых годов для строительства дирижаблей, долгопрудненский завод к концу десятилетия был переориентирован на выпуск самолетов Су-2. В военные годы он получил номер "464" и приступил к выпуску самолетов Яковлева. С 1952 г. Як-12 сменили ракеты В-300, которые, в свою очередь, в 1955 г. уступили место в сборочных цехах ракетам комплекса С-75. В 1964 г. завод вновь подключили к выпуску легких самолетов - на этот раз Ан-2. В 1967 г. предприятие, переименованное в "Долгопрудненский машиностроительный завод", сосредоточилось на ракетостроении, освоив выпуск зенитных ракет комплексов "Куб", а затем и "Бук". Однако эта продукция предназначались для Сухопутных войск, что выводит работы завода за рамки данной публикации.



В 1956 г. с выходом разработки комплекса С-75 на стадию завершающих испытаний было принято решение о расширении базы производства зенитных ракет.



К их выпуску было привлечено одно из старейших авиационных предприятий - ленинградский завод N272, ведущий свою родословную от дореволюционных заводов - РБВЗ, самолетостроительных заводов Лебедева и Щетинина. Последними построенными здесь самолетами стали Як-12, изготавливавшиеся одновременно с вертолетами Як-24. Первые ракеты комплекса С-75 были выпущены в 1958 г. С начала шестидесятых годов завод приступил к изготовлению ракет для комплекса С-200, став единственным в стране предприятием по производству этой сложной техники. Созданное при заводе КБ осуществляло модернизацию ракет комплекса, выпускавшихся до 1991 г. В 1967 г. предприятие получило наименование "Ленинградский северный завод". С конца семидесятых годов на нем осуществлялся также выпуск ракет для комплексов С-300П.



В отличие от уже упомянутых выше авиационных предприятий, занимавшихся производством легкомоторных самолетов и двигателей для них, саратовский завод N292 был одним из головных предприятий самолетостроительной отрасли, к середине пятидесятых годов освоившим выпуск весьма сложной продукции - двухместных всепогодных перехватчиков Як-25.Однако задержка с созданием перспективных яковлевских самолетов позволила с 1958 г. подключить этот мощный завод к производству зенитных ракет для комплекса С-75. В шестидесятые годы завод параллельно вел выпуск самолетов семейства разведчиков и бомбардировщиков Як-27 и Як-28. В дальнейшем, с внедрением в производство еще более трудоемких пассажирских Як-40 и Як-42, боевых вертикально взлетающих Як-36, ракетная продукция предприятия, получившего наименование "Саратовский авиационный завод", ограничивалась выпуском крылатых ракет для флота.



Помимо предприятий авиационной промышленности к производству ракет были подключены и артиллерийские заводы.



Современное екатеринбургское ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" ведет свою родословную от петроградского "Арсенала", в годы Гражданской войны эвакуированного в подмосковные Подлипки и переименованного в завод N8. В 1941 г. предприятие продолжило продвижение в глубь страны, добравшись до Свердловска. В 1957 г. ракеты комплекса С-75 сменили традиционную продукцию свердловского завода - зенитные пушки. Однако с начала шестидесятых годов завод N8 перешел на выпуск ракетного вооружения для ПВО Сухопутных войск - зенитных ракет комплекса "Круг", разработанных местным конструкторским коллективом во главе с Л.В. Люльевым.



Таким образом, в конце пятидесятых годов производство ракет комплекса С-75 осуществлялось на пяти заводах, два из которых (N41 и N464) ранее выпускали ракеты комплекса С-25. В дальнейшем завод N292 отошел от зенитной тематики, заводы N8 и N464 перешли на зенитные ракеты для Сухопутных войск, а завод N272 - на ракеты комплекса С-200. В конце семидесятых годов заводы N41 и N272 освоили ракеты для комплекса С-300.



Отметим, что боевых ракет 1Д было выпущено намного меньше, чем изделий последующих вариантов. Для проведения полигонных испытаний в основном использовались телеметрические образцы ракеты 1Д.


Комплектующие изделия для ракет изготавливали многие заводы и опытные производства НИИ и ОКБ. В частности задействовались следующие предприятия:




  • заводы N393 МОП (Красногорск), N706 МСП (Москва), N2 МОП (Ковров), завод авиационного вооружения N32 (Киров) - по автопилоту АП-750;

  • завод N663 МРПТ (Москва) - по аппаратуре радиоуправления ФР-15А;

  • НИИ-504 MOM (Москва) - по радиовзрывателю "Шмель";

  • завод N220 МЭТП (Москва) - по бортовой батарее;

  • завод N140 МАП (Москва) - по преобразователю тока;

  • N266 (Киров) - по электродвигателю;

  • завод N699 МЭТП - по преобразователям;

  • N122 МАП (Москва) - по реле;

  • завод N235 (Воткинск) - по шаровым баллонам;

  • ОКБ-213 МАП (Саратов) - по пневмореле;

  • завод "Манометр" (Москва) - по манометрам;

  • N470 (Ленинград) - по приемнику воздушного давления ПВД-4М.


Двигатели С2.711 (С5.711) выпускались на следующих заводах: N82 (Тушино), N466 ("Красный Октябрь", Ленинград), N66 (Златоуст).


Стартовые ускорители ПРД-18 выпускались заводом N464, а твердотопливный заряд для них - Пермским заводом им. С.М.Кирова.



Серийный вариант пусковой установки CM-63-I выпускался ленинградским заводом N232 ("Большевик"), а в дальнейшем также заводами N13 в Усть-Катаве и N75 в Юрге. Транспортно-заряжающие машины семейства ПР-11 выпускались на заводе N464 в Долгопрудном.



 

3 июня 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Комментарий от 29 мая 2008 00:03
#1
 
sergei





icq: {icq}

  
Пусковая "Двина" с ракетой установлена на въезде в Екатеринбург по Тюменскому тракту, на посту ГАИ. Видимо, для устрашения автолихачей. Впрочем, в детстве я, как и множество первомайских демонстрантов, был свидетелем подрыва У-2 с Пауэрсом. Но тогда-то все думали, что это неожиданный праздничный салют!
зарегистрирован: --    

Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта