Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » Чему нас учили на Аташке? (2)
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Февраль 2023 (1)
Февраль 2022 (2)
Декабрь 2021 (1)







Чему нас учили на Аташке? (2)   
 

ЗРК С-75 "Десна"


Как уже отмечалось, первоначально разработка системы С-75 велась применительно к аппаратуре 6-сантиметрового диапазона. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г., определившим ускоренную разработку упрощенного варианта комплекса 10-см диапазона (диапазона "В"), предусматривалось и продолжение работ по комплексу со средствами 6-сантиметрового диапазона. Совместные испытания комплекса должны были начаться в октябре 1957 г.


В мае 1957 г. опытный образец ЗРК 6-сантиметрового диапазона (диапазона "Н") с кабинами, размещенными на шасси автомобилей ЗИЛ, был отправлен на полигон Капустин Яр на площадку N32 для проведения испытаний. Дополнительным Постановлением СМ от 31 мая 1957 г. испытания новой зенитной ракетной системы предписывалось завершить в 1957 г. Однако из-за задержек в освоении новых изделий и загруженности испытателей доводкой комплекса 10-сантиметровго диапазона в декабре 1957 г. были завершены только заводские и начаты полигонные испытания комплекса диапазона "Н". При принятии СА-75 на вооружение был задан новый срок завершения совместных испытаний С-75 диапазона "Н" с ракетой В-750ВН -май 1958 г.


Решением правительственной Комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) N20 от 3 апреля 1958 г. наряду с требованием обеспечить до 20 апреля полное изготовления комплекса системы С-75 диапазона "Н" была поставлена задача сокращения транспортных средств, предназначенных для размещения его боевых средств.


В первоначальном варианте комплекс проектировался в пятикабинном варианте, но в ходе работ по созданию серийного образца был принят и реализован трехкабинный вариант с размещением аппаратуры индикаторной и аппаратной кабин не в кузовах автомобилей ЗИЛ-150 (ЗИЛ-151), а на шасси автомобильных прицепов.


Отказ разработчиков комплекса от, казалось бы, прогрессивного размещения аппаратуры станции наведения ракет в КУНГах на шасси автомобилей носил вполне оправданный характер. Опыт эксплуатации комплекса СА-75 "Двина" показал, что время развертывания дивизиона в походное положение из боевого, как и обратного перевода из боевого в походное, намного превышало возможную продолжительность пристыковки прицепа к тягачу и определялось длительностью демонтажа или монтажа антенн на антенном посту, а также установки (демонтажа) подкатных ходов на пусковых установках. Кроме того, размещение аппаратуры в пяти кабинах и на антенном посту требовало длительной стыковки -отстыковки большого числа кабельных соединений. Да и скорость дивизиона на марше ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.


При использовании зенитных ракетных комплексов СА-75 для обороны стационарных объектов смена их позиций производилась не чаще одного-двух раз в год - как правило, в ходе проведения учений. Размещение аппаратурной части комплекса в фургонах на автомобильном шасси привело к необходимости постоянного круглогодичного обслуживания базовых автомашин и содержания в готовности к возможному перебазированию при использовании их при смене позиций по прямому назначению в течение только нескольких часов в год. При этом КУНГи на автомобильных шасси, как правило, постоянно находились под открытым небом, подвергаясь неблагоприятным воздействиям всех атмосферных факторов.


В варианте размещения аппаратуры на прицепах автомобили-тягачи могли содержаться в сооружениях автопарков. Кабины на прицепах были просторнее тесных КУНГов на автомобильных шасси, что и позволило сократить число кабин. В соответствии с уменьшением числа кабин комплекса снижалось и число потребных автомобилей в составе комплекса - тягачей требовалось меньше, чем шасси КУНГов.


По сравнению с комплексом СА-75 в комплексе С-75 была существенно изменена аппаратура передающей кабины П; новыми были кабины управления огнем У и аппаратная А. Система энергообеспечения (дизель-электрические станции и распределительная кабина) размещалась на базе автомобильных прицепов.


В составе станции наведения ракет РСН-75 была наконец реализована первоначально предусмотренная система селекции движущихся целей, что позволило облегчить поиск маловысотных целей и работу в условиях постановки противником пассивных помех. Для борьбы с постановщиками помех была введена автоматизированная перестройка частоты радиолокатора наведения.


Аппаратуру станции наведения ракет дополнил автоматизированный прибор пуска АПП-75, позволивший автоматизировать выработку разрешения на пуск ракет в зависимости от параметров траектории полета цели при ее подходе к зоне поражения комплекса.


Комплексы С-75 комплектовались пусковыми установками СМ-63-I и СМ-63-II, транспортно-заряжающими машинами ПР-11БМ (на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ), которые обеспечивали возможность работы с новым вариантом ракеты - 13Д, а в дальнейшем - и с более поздними их модификациями.


Первоначально в качестве основной ракеты комплекса С-75 должна была использоваться ракета В-750Н, отличавшаяся от В-750 бортовой радиоаппаратурой 6-сантиметрового диапазона. Еще до завершения испытаний ее сменила ракета 13Д (В-750ВН) с "высотным" двигателем С2.711В1, которая и поставлялась в войска с конца пятидесятых годов.


Общая длина ракеты с приемником воздушного давления составляла 10841 мм, длина второй ступени - 8139 мм. Масса неснаряженной второй ступени - 629 кг, масса заправленной второй ступени - 1251 кг.


Постановлением СМ СССР N561-290 от 22 мая 1959 г. и Приказом МО СССР N0056 комплекс С-75 "Десна" (С-75Н) с ракетой В-750ВН (13Д) был принят на вооружение. Тем самым завершилась разработка первого отечественного перевозимого ЗРК с аппаратурой, работающей в 6-сантиметровом диапазоне, предусмотренном в первоначальном варианте "Системы-75".


После принятия комплекса "Десна" на вооружение осуществлялось крупносерийное производство ЗРК семейства С-75. Однако трудности создания и эксплуатации новой техники еще не были полностью преодолены. С октября 1958 г. по май 1959 г. при контрольных пусках ракет В-750В и В-750ВН комплексами СА-75 и С-75 было отмечено 25 неудачных, в том числе: 6 - из-за неисправности двигательной установки, 5 - из-за недостаточной протяженности активного участка траектории, 8 -из-за неисправностей аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, 6 - из-за неисправностей радиовзрывателя. Отмечалось низкое качество двигателей, поставлявшихся заводом N66. При выпуске серийной продукции военная приемка по различным причинам не приняла более тысячи ракет 11Д (В-750В) и 13Д (В-750ВН). В результате 279 ракет скопилось на заводе N464, 391 - на заводе N41, 185 - на заводе N292, 83 - на заводе N8, 190 - на заводе N272.


В 1958 г. согласно приказу Госкомитета по авиационной технике N162 от 27 марта бригады с заводов N41 и N464 были направлены на заводы N272 и N8 для ускорения внедрения в серийное производство ракет, а на завод N32 Кировского СНХ - для передачи опыта по освоению автопилота АП-283.


Создание совершенного для своего времени ЗРК позволило начать планомерное размещение комплексов для обороны объектов по всей территории страны, в различных климатических зонах. Для подтверждения работоспособности техники при эксплуатации в заполярных условиях в 1960 г. были проведены "холодные" испытания комплекса С-75 "Десна" на полигоне Телемба под Читой.


В ходе эксплуатации и проведения ремонтных работ аппаратура комплексов С-75 постоянно дорабатывалась.


В 1960 г. были осуществлены мероприятия по снижению нижней границы зоны поражения комплекса С-75. В приказе Госкомитета по авиационной технике N463 от 12 декабря 1960 г. отмечалось успешное завершение пусков ракет В-750ВН по низковысотным целям. Проведенные работы и введение нового режима стрельбы для комплексов С-75 и СА-75 во второй половине шестидесятых годов позволили успешно применять ЗРК во Вьетнаме.


Серийное производство комплексов С-75 началось еще в 1958 г. -было изготовлено 52 станции наведения ракет (СНР) диапазона "Н", 700 ракет В-750ВН.


Ракеты 13Д выпускались заводом N41, а также подключенными с 1958 г. к ракетостроению ленинградским заводом N272 и свердловским заводом N8. Стартовые ускорители ПРД-18Р изготовлялись заводом N464.


В ходе серийного производства конструкция ракеты совершенствовалась. В 1964 г. для ракеты приняли новый импульсный радиовзрыватель, близкий по конструкции и характеристикам к взрывателю 5Е11, и новую боевую часть массой 191 кг. Ракеты 13Д выпускались в нескольких модификациях:



  • 13Д - базовый вариант;

  • 13ДА;

  • 13ДМ (В-753) - ракета для комплекса ПВО ВМФ М-2 "Волхов-М".


Усовершенствованный вариант пусковой установки СМ-63-11 выпускался серийно на заводе "Большевик" с 1960 г. по 1978 г. Дальнейшее совершенствование пусковой установки осуществлялось ОКБ этого завода, при этом была обеспечена возможность ее эксплуатации совместно с ракетами 11Д в комплексах экспортной поставки, а позднее и с серийными и опытными ракетами 15Д, 20Д(В-755), 17Д, 20ДП(В-755). Проведенные доработки ПУ СМ-63-II позволили эксплуатировать ее и в составе комплекса С-75В "Волхов".



 

4 июня 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта