(Фотографии масштабируются кликом мыши)
"При славе будь смирен,
при горести - мудр"
Александр Македонский
Прошло уже достаточно времени для того, чтобы воспринимать прошедшие события без излишней эмоциональности, избытка адреналина, реального драматизма событий, недостатка терпимости, мелочных обид. Все это было. Но все это – несущественно. Существенно то, что в нашем мире индивидуализма нам удалось быть КОМАНДОЙ. Страдать и радоваться КОМАНДОЙ. Побеждать, проигрывая КОМАНДОЙ. Ситуативно ненавидеть друг друга, но остаться и после регаты КОМАНДОЙ. Желать видеть друг друга и в дальнейшем… И это – существенно.
Такими мы были в последний день Ралли. Слева в верхнем ряду – Геннадий Радионов - человек, который первый раз ступил на яхту и сразу сроднился с ней. Справа – два профессора: оба – реальные академические доктора наук и яхтенные доки – капитан Ростислав Новодережкин и боцман Вадим Кравченко. Симпатичный здоровяк слева в нижнем ряду – опытный яхтсмен Виктор Попов. Далее – бородатый я. Под флагом Родины – Владимир Аверченков – теперь уже не новичок в яхтенном деле. В момент съемки результаты регаты нам еще были еще неизвестны. Мы были уверены в том, что проиграли вчистую. Потому куражились и радовались жизни: выскочили из-за последнего в Ралли-2009 обеденного стола, нарядились в форменные футболки, поймали на пирсе перепуганного британца и упросили его сфотографировать нас на борту нашего Wind Master’а...
Русское яхтенное ралли стало традиционной ежегодной регатой, которую проводит
Школа яхтенного мастерства (Россия, Москва) и чартерная компания
Phoenix Yachting (Австрия, Вена –Турция, Мармарис). В нашей стране ремейки бывают, обычно, ухудшенным вариантом оригинала. Но Русское Ралли-2009 в основе своей было задумано, как продвинутый блокбастер: в новой версии переходы между местами ночевки должны были сократиться, а маршруты гонки – усложниться. А последний этап – вообще должен был пройти в Мармарисском заливе по сложной траектории с огибанием множества буев и огромной петлей, на которой ожидалось обилие лобовых атак и таранов… Фантастика!
Так почти и получилось. Правда, мы пошли не на восток, а на запад – в другие бухты, другие воды, другие маршруты...
Драматичность Ралли для нашего экипажа наступила задолго до того, как появился наш экипаж. Мы с Вадимом Кравченко решили, что в новую регату пойдем только с нашим капитаном Новодережкиным. Руководство Ралли не возражало против этого. Оставалось зафрахтовать яхту и набрать экипаж.
Мы начали выбор и сменили три лодки. В этот момент начался мировой финансовый кризис...
Вы себе можете представить глаза людей, которые всю жизнь мечтали о море и парусах, а в настоящий момент мечтают удержаться на работе и сэкономить какую-никакую копейку для семьи? Больно видеть эти глаза.
Слава Новодережкин – редкий яхтсмен. Если я начну писать с него икону, то начинайте плевать мне в глаза, начиная с этой строчки. Ничто человеческое не обошло его. Но он – яхтсмен до последней клетки его тела. Мне пришлось бывать в его доме. Там всё и все дышат парусами. Потому и к временному экипажу Слава относится совершенно серьезно.
Когда у него появилась идея покупки Wind Master’а, экипаж, который к тому времени уже сформировался, начал принимать участие в судьбе лодки.
На прилагаемом фото профессор информатики Кравченко (от украинского КРАВЕЦ – портной, раскройщик. Прим. переводчика) шьет чехлы для парусов. В этот момент Володя Аверченко – большой человек в интернет-компании проектировал и шил с другим большим человеком в строительной компании - Виктором Поповым – тент на новую яхту. Лишь позже мы поняли претензии руководства Ралли к нам: Яхта, на которой мы гонялись, была не просто нам знакома. Она была нам уже родной. За знакомство с яхтой нашему Wind Master’у (Хозяину Ветра) был наброшен гандикап на одну десятую больший, чем ожидалось.
Иными словами, это значит что помимо форы за реальные преимущества яхт нашего типа (6%), мы дополнительно должны давать всем фору еще в 10%. Но с такой форой выигрывать НЕРЕАЛЬНО!!!
Теперь перейдем к нашей иконе. (Я говорю без ёрничества). У меня есть скверная привычка спать на палубе. Потому я слышу больше остальных. На яхте на 11 часов от нас среди участников Ралли было обсуждение нашего Капитана: «Вы слышали как он командует? Приготовиться к повороту!!!... Трави шкоты!!!! Вы что: первый раз видите шкоты? (Пи-пи-пи) В чем дело? (Пи-пи-пи)…»...
Почти в то же время мы слышали команды нашего ближайшего конкурента: «Боцман. Не будете ли вы так любезны, попросить команду, если у них будет время, помыть палубу…»
Привычные к нашим рубленным командам, мы ржали, как бешенные!!! Поворот закончится намного раньше, чем ТАКАЯ команда у конкурентов.
А знаете ли вы, сколько настоящих яхтенных мужиков во время Ралли втихаря подходили к Славе и просились к нему на обучение в команду?
Проблемы нет.
На правах РЕКЛАМЫ даю
яхтенный телефон Новодережкина +905373732771. У вас никогда не возникало желания летать в паре с Чкаловым? Тренироваться в паре с Брумелем? Сидеть в одном кокпите (какой ужас!) с Шумахером? Учиться играть в шахматы у Ботвинника? Все это по разным (порой существенным) причинам невозможно. Ряд перечисленных лиц в настоящий момент очень заняты. А хотите получить мастеркласс крейсерских гонок Новодережкина? Сколько бы это не стоило! Ведь ситуация совершенно фантастическая. До поздней осени он бороздит теплое море, а вам можно испытать свои силы и почувствовать себя настоящим мореходом!!!
А в Нетсель марине Мармариса в это время плавает огромное количество форели. Местный харбор мастер страшнейшими запретами запрещает ловлю рыбы в марине. Рыба млеет и жрёт всё дерь… все отходы, которые международное яхтенное сообщество сбрасывает за борт своих лодок. Рыбы растут, едят отбросы, чистят воду и радуют глаз.
Еще одна достопримечательностей марины – механический мастодонт, который подымает из воды на сушу яхты. Их моют, ремонтируют, красят необрастайкой и массово продают… Водитель машины – пожилой турок – множество лет ежедневно аккуратно берет в свои нежные объятия многотонные лодки, подымает их на сушу либо спускает на воду.
До начала гонки мы всем экипажем посетили мармарисскую крепость. Она почти на 100% новодел, но чрезвычайно интересна. В крепости находятся антикварные якоря, пушки, амфоры, ископаемые скульптурные фрагменты… И мы – на верхних площадках стен.
В какой-то момент нам показалось, что Русское Ралли – это просто отличный повод попить турецкий кофе.
Наконец – СТАРТ. Вы хотите узнать как мы выходим на старт первыми? Всего не скажу. Но одна из причин в том, что на старт мы выходим из бухты-ночевки одновременно с остальными. Но не идем в места, где можно покупаться, побалдеть, отдохнуть… Наш Капитан-тиран в это время проигрывает всю гонку на крохотной территории. Наша яхта совершает несколько десятков поворотов до тех пор, пока у капитана перестают вырываться вопросы: «В чем дело?»
Возможно у него просто срывается голос. Но ведь и слаженность экипажа резко повышается!!! И появляется представление о том, как ведет себя яхта при сегодняшнем ветре.
В конце концов, посмотрите на эту красивейшую работу! Каждый на своем месте. Даже те, кто с фотоаппаратом!. Это – не постановочный кадр.
Сколько драйва и куража! Капитан после всех гонок признался, что кричал на нас больше ради формы. Мы работали почти как настоящие гонщики! Ну… Если еще потренироваться и совершить несколько сот поворотов…
Первая гонка (порядка 20 миль), которая закончилась в заливе Бозук была нашей безоговорочной победой. Первый из соперников вошел в бухту, когда мы зачехлили паруса и успели искупаться. Это вдохновляло.
Да, Боже ж мой. Можно хвалиться до опупения. Но факты!!! Вы видите горизонт, где сгрудился за нами весь флот? То-то…
Во второй гонке случился казус: я, как штурман, рассчитал место, где должен был быть буй, который нужно было обойти правым бортом, но… точка Х приближалась, а буя я не видел даже в бинокль! Я сообщал судейскому катамарану, что нахожусь в 3-х,.. 2-х,.. одном кабельтове от места, где должен быть буй, а его не видно. Я видел окна в домах на противоположном берегу залива… Но буй исчез…
А он ведь немаленький!!!
Катамаран отозвался и разрешил нам обойти расчетную точку без наличия буя.
Затем появился и он – катамаран. И сбросил буй, который дружно обошел весь пелетон…
А потом мы искали линию финиша. Катамаран ее выставил непосредственно перед нами.В это день мы пришли восьмыми.
За пару дней перед окончанием гонки неподражаемый в своем юморе экипаж яхты Темис озвучил во время подведения итогов дня анекдот о нашей яхте:
- Яхта Wind Master вызывает судейский катамаран… Прием.»
- Судейский катамаран слушает. Прием.
- Яхта Wind Master передает координаты финишной прямой.
Смеялся даже Судейский катамаран.
Ночные стоянки были великолепными. Здесь – одна из милых, нежных, потрясающе красивых стоянок в заливе Чифтлик. Здесь тихо. А за двугорбым островком Зеленый Платан в это время дует сильный ветер, и с волн срывается пена.
Рядом со стоянкой – ресторан с прекрасным Эфесом, белым сухим вином, дорадо и меч-рыбой, говяжьим и бараньим мясом, множеством острых турецких закусок.
Мы кушали очень сосредоточенно, т.к. знали, что судьи ничего утешительного для нас не скажут. Раз за разом мы первыми пересекали финишную прямую, а результат пересчета времени безжалостно сдвигал нас в ряды аутсайдеров. Энергичные жевательные движения позволяют эффективно скрывать разочарование и горечь поражения.
Я горжусь своими коллегами. Они чертовски здорово сопротивлялись ситуации, почти непринужденно улыбались, громко смеялись, еще громче (чтобы слышали все) говорили, что главное в этом Ралли – участие и удовольствие от борьбы.
А иногда просто куражились. На конкурсе танца наша команда не победила, но довела аудиторию до слез от хохота, выступив с импровизацией на тему «Я милого узнаю по походке»… Капитан и боцман танцевали, приволакивая ноги.
В другой раз на конкурсе костюмов наши профессора появились на сцене в тельняшках, но при галстуках-бабочках.
Главное, что я ценю в наших ребятах – умение стиснуть зубы – назавтра мы выходили на гонку собранными и с неизбежным желанием пересечь финиш первыми. Мы пришли гоняться, а не арифметикой заниматься.
День на день не приходился. Ветер мог быть, а мог и исчезнуть. Четвертая гонка была штилевой. Это значит, что ветра нет, а финиш нужно пересечь. Шестнадцать яхт, участвующих в гонках были разбиты на два дивизиона. Соревнования между лодками шли внутри дивизионов. Младший (желтый) дивизион стартовал на десять минут раньше нашего – серого. За десять минут между нашими стартами ветер стих. Желтый дивизион стал, как вкопанный в зеркальную воду залива.
Мы смотрели на изумленные лица экипажей соседних яхт, когда Wind Master медленно, но уверенно прополз мимо при практически нулевом ветре.
Признаюсь, что очень темные очки я в тот день одел не для защиты от солнца. Ими я скрывали свои изумленные глаза. До сих пор не понимаю: как двигались без ветра и двигателя наши семь с половиной тонн.
Капитан беспрерывно менял конфигурацию парусов. Чаще всего мы ловили легкие порывы ветра бабочкой. Мы не бегали с сачком за насекомыми. Так называется комбинация переднего и заднего парусов, которые разводятся на разные борта лодки, подобно крыльям бабочки.
Через полтора часа лавирования по заливу мы здорово оторвались от всего флота. В глубине души теплилась надежда на то, что сегодняшняя гонка будет НАШЕЙ. Ведь всем остальным еще только нужно было пройти через мучения. Которые мы уже преодолели…
Впереди оставались полторы мили до огибной вешки и пять миль до финиша.
Огибная вешка – знак на локальном подъеме дна. Глубина в этом месте резко меняется от 140 метров до практически никакой. Веху нужно было обходить левым бортом на расстоянии 50 метров.
Если вы загрузите KML-файл, который приложен к этому отчету, а также установите на своем компьютере бесплатную программу Google Earth, то сможете в деталях рассмотреть особенности маршрутов. В частности, на космоснимке хорошо видна мель под вешкой…
Когда мы оказались 100 метрах от опасного места, ветер исчез. Приборы показывали три нуля. А яхта продолжала двигаться под воздействием течения. Капитан ругался. Мы благоразумно молчали. Володя Аверченков по приказу Капитана беспрерывно жег спички, чтобы по малейшему отклонению пламени отловить намек на приближающийся ветер и верно подготовить паруса к приему потока.
Мы всей командой сидели на левом борту и с тоской смотрели на приближающуюся веху. Эхолот с изуверской пунктуальностью показывал уменьшение глубины. В изумрудной воде играл радужный блик. Это не дань литературным штампам. Мы вглядывались в воду, чтобы рассмотреть мель или камни. Блик не радовал, а пугал. В какой-то момент испуг усилился: мы увидели дно, рыб и камни. До дна было 8 метров, до вехи – метров 30. Дно было мраморно-белым. Минут 10 мы тупо рассматривали то, что при иных обстоятельствах должно было радовать глаз. Вдруг спички стали гаснуть, едва на них появлялся огонек. Пошел ветер.
Гена Радионов очень здорово показал на своей фотографии, что значит ЕСТЬ ВЕТЕР в правильно настроенных парусах. Он заснял с палубы щель между стакселем и гротом. Ветер в этой щели без завихрений плавно обтекает аэродинамические плоскости парусов и тянет лодку к победе.
Одно плохо. Ветер пришел не только к нам. За 40 минут стояния у вехи к нам подтянулся весь флот.
Наша лодка бежала резво, но суммарные 15% форы мы не могли отыграть, хотя вновь пришли первыми.
Конечно, сидение на откренивании яхты выглядит приятным времяпрепровождением. Если только откренивание не происходит во время лавировки – маневрирования, сопровождающегося сменой положения парусов. В этот момент нужно быстро перемещаться на другой борт, не мешая тем, кто управляет парусами, не путаться в снастях и не падать за борт, что резко снижает шансы на успех в гонке.
Пятая гонка между Дедик лиманом и заливом Чифтлик (около 17 миль) была полна ветра и адреналина. Порывы ветра превышали 30 узлов. Это – сильный ветер. До официального старта мы успели обойти огибной буй в Дедик лимане и оценить особенности ветровой обстановки в заливе. Оказалось, что без предварительной прикидки просто невозможно учесть, где ветер стихает, а где в складках гор зарождается новый воздушный поток.
В этот день мы очень надеялись на победу. Но оказалось, что более крупные и более тяжелые лодки, которым в предыдущие дни не хватало ветра, в этот день стали серьезными конкурентами. Сильный ветер разгонял эти болиды, и они наступали нам на пятки. То есть, на корму.
На финише был еще один огибной буй. Здорово! Вроде бы, один и тот же путь нужно пройти, но ветер-то дует по разному!
Мы знали, что шансов на победу нет никаких, но выжимали из лодки все возможное лишь для того, чтобы пересечь финиш первыми. Эта гонка выжала нас, как шесть лимонов.
Шесть лимонов – это много. К началу гонки я готовил пятилитровый бутыль воды, заправленные соком четырех лимонов. Этой воды едва хватало на 20-мильную гонку на 6 человек.
На стоянках я пытался делать записи прямо в компьютер. Думаете, много написал? Гонка выжимает. Хоть я и не похож на выжатый лимон.
Ну, о чем еще рассказать? В наш экипаж просились все, кто хоть раз видел ход Wind Master’а.
Те, кто обсуждал стиль командования нашего Капитана, слышали не все. Перед гонкой он заставлял нас ставить паруса и анализировать их внешний вид. Мы высказывали свои догадки, а он соглашался или опровергал наши действия. Он не командовал, а заставлял нас думать. Не знаю, поняла бы что-нибудь кошка, но мы прониклись.
Шестая гонка была наиболее сложной. Всего семь миль. Она проходила в Мармарисском заливе. На капитанском брифинге был заявлен один маршрут, а к моменту старта ветер изменился, и в акватории гонки была выставлена совсем иная конфигурация буев: на расстоянии 1 мили друг от друга были выставлены 3 буя. Вокруг них нужно было описать треугольник, и затем нужно было сделать еще одну петлю.
Я впервые принимал участие в такой гонке. Скорее не знание, а интуиция подсказала решение: просчитать треугольник по углам и расстояниям между буями. Наложение на этот треугольник направления ветра позволило построить тактику гонки. Тем, кто не ходил под парусом, невдомек, что лодка не всегда может ходить по прямой линии между двумя точками. Ветер не позволяет. Большую часть пути приходиться маневрировать – ходить в лавировку. У меня до сих пор в ушах стоит разговор двух новичков в яхтенном спорте – Володи Аверченкова и Геннадия Радионова: «А ведь после огибания буя мы, пожалуй пойдем тем же галсом…».
Я горжусь этими ребятами, которые за неделю жизни на лодке так прониклись духом паруса, что стали способны просчитывать в уме далеко неочевидные ситуации.
Ралли закончилось. Мы пришли на закрытие регаты. Приготовились по привычке усиленно работать челюстями, чтобы скрывать свои эмоции… Места объявлялись с конца. Мы не заняли восьмое,.. шестое,.. пятое,.. четвертое,.. третье(!),.. второе(!!)… Неужели первое место? Но ведь ЭТО изменяет всю картину гонки!
Когда нам вручали бронзовые медали, мы были счастливы, как будто получали золото. Да и то, что лишь бронза в наших наградах была настоящей (в отличии от серебра и золота) согревало наши души.
В оформлении этого отчета использовались (помимо своих) фотографии В. Аверченкова и Г. Радионова.
Маршрут Русского яхтенного ралли-2009. Для просмотра маршрута требуется наличие интернета и установка на компьютере бесплатной программы
Google Earth .