Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » » Череда португальских портов
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Февраль 2023 (1)
Февраль 2022 (2)







Череда португальских портов   
 

Из сказов Анатолия Захарченко

С Португалией я знаком с марта 1982 года, тогда на танкере «Луцк» мы пришли с грузом сырой нефти из Вентспилса в порт Лейшойш. Кстати, из этого порта через 18 лет буду улетать в Россию, домой, завершая череду заходов в португальские порты.

Еще в конце 1991 года я попал с танкеров на суда типа ОБО (OIL BALKER OTHER - балктанкеры) Был это «Капитан Спивак». Серия состояла из шести судов испанской постройки, каждый мог перевозить 65000 тонн груза - как нефтепродукты наливом, так и сыпучие грузы навалом.

Поменялась и география перевозок, пришлось побывать в портах погрузки и выгрузки, куда на танкерах мы не заходили. Вот так я впервые попал в столицу Португалии порт Лиссабон. Контракт в 1993 году я отработал на однотипном судне «Капитан Станков», и тоже побывали в Лиссабоне. В марте 1994 года меня направили опять на ОБО «Капитан Спивак», как говорится, второе пришествие, но уже с другим капитаном - Платицыным Василием Ивановичем - старым опытным капитаном, который какое-то время был в пароходстве Капитаном-наставником.

Экипаж отправился из Новороссийска поездом до Москвы. В поезде пришлось встретить свой день рождения. Было весело! Дальше через Шереметьево на Лиссабон. Полет был на огромном по тем временам трансконтинентальном самолете ИЛ-62. Кого там только не было? И молодежная сборная России по футболу, и какой-то народный хор, ну и мы – моряки - сидели в хвосте самолета возле четырех турбин!

Над Пиренейскими горами нас сильно поболтало, покидало в воздушные ямы. Было немного страшно, но мы выжили.

Из аэропорта автобус доставил нас прямо на судно. Оно стояли под выгрузкой кукурузы из Америки, и менялся весь экипаж, так как возвращались штатные члены экипажа.

Я принял дела, все было знакомо. Смена экипажа заняла почти всю ночь, а утром старый экипаж сошел с борта. Простояли мы еще долго и после выгрузки. Дело в том, что был конец квартала (конец марта) и пароходство всячески торопило судно быстрее зайти в порт выгрузки и тем самым выполнить план пароходства. Ну, а результат оказался плачевным: что-то полетело на Главном двигателе - какие-то коромысла, и пришлось еще минимум десять суток простоять у причала – ремонтировать двигатель. После танкеров с их короткими стоянками под погрузкой и выгрузкой, такая нерасторопность была необычной!

Дня через два к капитану начался наплыв шипчандлеров… Шипчандлеры это ушлые люди, которые поставляют на суда продовольствие и разные судовые техсредства. Я был на подхвате - сидел в салоне комсостава напротив каюты капитана. Тут же сидели шипчандлеры, дожидавшиеся своей очереди. Из коридора в салон вошел здоровенный чернокожий мужик. Видимо выходец из португальской колонии. Увидев меня, поздоровался на русском языке. Разговорились. Я спросил у него, откуда такой хороший русский? Он ответил, что учился в Советском Союзе в Краснодарском летном училище. Сам он был из Анголы. В Союзе во время учебы летал над кукурузными полями под Краснодаром. А сейчас вот работает шипчандлером.

- А что, девушки в Краснодаре все также хороши? - спросил он меня.
- Еще краше стали! - последовал мой ответ.

Он, вероятно, не очень поверил, т. к. пообещал поехать в Краснодар, чтобы лично убедиться в моей непредвзятости и проведать знакомых!

Во время этого перестоя приключился со мной такой казус: у меня выпала из зуба пломба, хотя перед рейсом проходил профотбор в поликлинике моряков, и зубной врач запломбировала мне зуб. Но, видимо, операция была сделана некачественно. А с середины моря не каждый рассерженный пациент вернется, чтобы предъявить рекламацию. И, что тут делать? Впереди, как минимум, 6 месяцев контракта. Я подошел к капитану и объяснил свою проблему. Он сказал, что поговорит с агентом.

На другой день приехал агент, вопрос в отношении меня был решен необычным способом. Лечение зубов в иностранных портах не оплачивается пароходством. Но зубы-то у моряка должны быть всегда здоровыми! Агент пообещал, что что-нибудь придумает. Представит поездку к местному стоматологу как некую иную судовую услугу и проведет ее под другим названием через общий дисбурсментский счет.

Дисбурсментский счет – это счет, отражающий все расходы по обслуживанию судна за время пребывания его в порту захода и отправляемый после отхода судна морским агентом судовладельцу с приложением оправдательных документов. Ну, или чем-то похожим на такие документы. Вот таким нехитрым способом люди (в данном случае я) становятся человеками-пароходами, как товарищ Нетте у Маяковского.

Через пару дней после разговора с капитаном мы с агентом поехали в Лиссабон, по этому длинному мосту, где на левом берегу моста стоит огромная статуя Иисуса Христа, а на правом берегу реки Тежу - памятник португальским мореходам-первооткрывателям.

Памятник представляет собой каравеллу из белого известняка, на носу которой стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий — инфанта Генриха Мореплавателя. Хотя доподлинно известно, что он таковым не являлся, а был, говоря по-современному, – спонсором и руководителем экспедиций. За ним по обе стороны — еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи. Самые известные, которые у нас на слуху: это Васко да Гама, открывший морской путь из Европы в Индию, и Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие в западном направлении в 1520 году. Ну и тут португальцы наврали: Магеллан прошел лишь половину маршрута и был убит на Филиппинах. Экспедицию за него закончил Хуан Себастьян Элькано, имя которого мало кто знает и помнит. Мировая слава ему была не по зубам.

Ну, это было лирическое отступление, вернемся от зубов Элькано к моим зубам. Приехали мы в зубную клинику, поднялись на второй этаж, удобно расположившись в кресле, я стал смотреть глянцевые журналы, которые в большом количестве лежали на столиках. Через какое-то время из кабинета врача вышла медсестра и громко объявила: «Капитан Спивак, пожалуйста!». Я встал и направился к двери кабинета, но краем глаза заметил, что ждавшие очереди пациенты с любопытством и уважительно посмотрели на меня, приняв меня за настоящего Капитана Спивака! В те далекие времена он был больше на слуху, чем капитан Элькано. А мой слух ублажило то, что я еще раз стал человеком-пароходом.

Дантист-индус уложил меня в кресло. Я начал объяснять ему на ломаном английском с «оксфордским произношением» свою проблему. Он попросил меня закрыть рот, т.е. помолчать. Потом открыть рот для осмотра, и ему стала понятна моя проблема без моей изящной словесности. Закипела работа, результатом которой стала новенькая пломба из качественного материала. Мы с агентом прежним маршрутом вернулись на судно!

После ремонта мы снялись на Венесуэлу под погрузку дизтоплива в трюма. По пути зашли на остров Мадейра, где приняли на борт инспектора капитана Блэка, прилетевшего из США. И тут обман! Несмотря на фамилию, он оказался белым! Капитана Блэк должен был контролировать ход подготовки трюмов под прием светлых нефтепродуктов.

Что-то у нас с этим Блэком не задалось. В самый светлый для всех советских и российских радистов праздник – День Радио – наш капитан в присутствии Блэка радостно поздравил меня с праздником на русском языке и перевел этому керосиновому надзирателю суть своего неофициального поздравления. «У этих офицеров-радистов каждый день года праздник,»- проскрипел радистоненависник. Ах ты, блековская душонка! Чем тебе радисты насолили в твой светлый керосин?

В конце инспекции Блэк несколько реабилитировал свой гаденький поступок. Он изо дня в день посещает с инспекциями танки судов разных стран. Ему есть с чем сравнивать работу моряков разных национальностей. В этот раз наши кулибины применили при мойке танков самодельную приспособу, которая за один проход выдала финальную степень очистки емкостей. Брови у американца от изумления сдвинулись до ежика на темечке. Он, сглатывая слюну, попросил разрешения сфотографировать приспособу. Мы по российской широте души разрешили ему. Не удивлюсь, если какая-нибудь американская фирма уже оформила на себя патент и производит ее. А кэптен Блэк дышит не керосиновыми испарениями, а свежим воздухом у бассейна своей новой виллы во Флориде.

Шли годы. Снова попасть в Лиссабон мне довелось только спустя четыре года на танкере «Механик Гаровник».
В конце апреля 1998 года пришли мы в балласте из Нью-Йорка в ремонт. В окрестностях Лиссабона завели нас в сухой док на верфи судоремонтной компании Лижнаве – крупнейшей в Европе. Предстояло докование - очистка корпуса, покраска, ремонтные работы в машине и на палубе. По моей части планировалось установить новый радар 10-ти сантиметрового диапазона. Пока суперинтендант, прибывший из Лондона, решал вопросы, связанные с установкой нового радара и усилением площадки под редуктор и антенну на главной мачте, мне помимо своих обязанностей особо заняться было нечем. Но я-то не мог сидеть без дела - начались вылазки в город в увольнение после рабочего дня.

Первооткрывателями выступили механики, обнаружившие в поселке недалеко от завода приличный обувной магазин. Побывал там и я. Ушел с покупками.

Штурманский состав перешел на вахты по стояночному расписанию: старпома капитан освободил от несения вахты, чтобы он наблюдал за ходом выполнения ремонта на палубе, а второй и третий помощники стояли суточную вахту через день.

И тут начался скулеж, мол, мы стоим через день на ремень, а начальник рации ничего не делает и ходит в увольнения! Я вам скажу, это старая песня, что радисты только спят, как в известной поговорке, что «в чужих руках всегда толще»! Вскоре капитан вызвал меня к себе и сказал: - Анатолий Петрович, завтра с утра заступайте на суточную вахту, надо немного разгрузить помощников!

На следующее утро после завтрака заступил на вахту, в 8.00 на борту судна по береговому трапу с левого борта стали подыматься португальские рабочие, один из них черный, подошел к нам и громко поздоровался по-русски: «Здравствуйте товарищи!»

Мы ответили на приветствие, но я решил пошутить и возразил черному товарищу, что мы уже не Товарищи, а Господа! Он удивился и воскликнул: «Кто? Вы? Господа?» - и закатился гомерическим хохотом. Потом что-то сказал португальским рабочим - те тоже заулыбались! Наверное, перевел им мои слова!

Черненький подошел к нам, мы разговорились, он сам оказался из Анголы, учился в Советском Союзе в городе Фрунзе в Киргизии в вертолетном училище, затем воевал в Анголе, после войны прибыл в метрополию (Ангола была колонией Португалии), устроился на завод! А я подумал, что трагедия развала СССР была не в том, что мы так и не стали господами. Трагедия в том, что перестали быть товарищами…

И еще, вы заметили, что уже второй выпускник советского летного училища на родине работал не по специальности? Может чему-то не тому их учили в училищах?


В один из дней пришел наш агент и сообщил капитану новость, что ограбили моряка-филиппинца с соседнего судна, который возвращался ночью из ресторана. Он пришел на судно в одних трусах! Был там поблизости от верфи такой ресторан для моряков, назывался «SWAN» («ЛЕБЕДЬ»). Наши моряки тоже там бывали, как потом рассказывал мне матрос Паша. Музыканты в том ресторане были из Москвы, исполняли советские и русские песни, в том числе и знаменитую песню Олега Газманова «Офицеры». Некоторые посетители ресторана танцевали под эту песню медленный танец. Танцевали и моряки с американской дизельной подводной лодки, стоявшей у причала по корме за нашим доком! Вот так, мир тесен, всё необычно переплетается в этой жизни! Я не думаю, что американцы сильно вдавались в смысл слов этой песни!


Ладно, поехали дальше. В воскресенье администрация завода решила сделать для экипажа экскурсию, покатать нас по Португалии с посещением мыса Рока – самой западной оконечности Европы. Прежде чем попасть на мыс Рока посетили в Лиссабоне Королевский дворец. Особого впечатления на меня дворец не произвел. Выглядел он каким-то обшарпанным, возможно потому, что Король давно уже не жил в этом дворце. Статус королевства Португалия утратила после смуты и революции в октябре 1910 года.


До открытия Америки считалось, что мыс Рока это конец Света. Мыс расположен в 40 километрах к западу от Лиссабона, Дорога к нему шла по холмистой местности, изредка попадались строения под черепичной крышей, так называемые фазенды. По балкам росли густые заросли бамбука.

На мысе Рока установлен памятный знак с географическим координатами этой точки и датой установки – 1979 г. Новодел. Аж неудобно. Ведь в 250 метрах на северо-восток от знака находится самый старый в Португалии маяк, построенный в 1772 году. Свет от маяка по ночам виден на 46 километров.


А еще на памятном знаке есть строки из стихотворения португальского поэта Луиса Камоэнса. Переводится приблизительно так: «ТАМ, ГДЕ ЗЕМЛЯ КОНЧАЕТСЯ И НАЧИНАЕТСЯ МОРЕ».

Да-да. Это тот самый Камоэнс, про которого Лев Евгеньевич Хоботов в фильме «Покровские ворота» говорил: «… Представьте себе, на редкость грустная биография. Сражался, страдал, потерял глаз, впоследствии умер нищим». Видите, про Камоэнса в России знают больше, чем про капитана Элькано.

Мы подошли к краю обрыва, посмотрели с высоты 140 метров на Атлантический океан, зрелище незабываемое, но немножко страшноватое! Особо страшно от мысли, что когда-то – задолго до появления маяка Кабо да Рока – люди стояли на этом мысе, смотрели в Атлантический океан и НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ, что за этой бездной воды есть еще другая земля. И этот мыс – не конец Света. И мы это знаем и видели, а они – никогда. Безнадега какая-то.
В магазине сувениров можно было заказать сертификат о посещении мыса Рока, выполненный из тисненой кожи, с указанием фамилии владельца данного сертификата, но желающих среди нас как-то не оказалось.

На обратном пути водитель остановился около придорожного ресторана, где нам был заказан обед. Мы зашли в зал, столы были расставлены вдоль стен, образуя своеобразную букву «П». Закуска была богатая, стояли бутылки с терпким красным португальским вином. После прогулки на свежем воздухе мы с аппетитом принялись за угощения. Спустя некоторое время содержимое бутылок иссякло, и народ стал требовать еще вина, показывая пустые бутылки женщине-официанту - видать, хозяйке заведения. Женщина была довольно крепкого сложения. Запомнилось, что на ней был одет передник-фартук. Выйдя на средину ресторана, она громко крикнула, обращаясь к нам на своем родном языке: «BASTA»! Народ без перевода сразу понял, что вина не будет! Видать, сумма нашего застолья была оговорена заранее при заказе агентом, а поить русских моряков за счет заведения не входило в планы хозяев ресторана! BASTA.

Пообедав, мы расселись в автобусе и поехали обратной дорогой в Лиссабон. Остановились на площади, где на высоком постаменте стоял памятник – всадник на лошади! Мы восприняли это, как руководство к действию: народ разбрелся, а мы с мотористом Димой решили поискать укромное место, где можно было бы «привязать коней». Найти такое место удалось, когда мы уткнулись в забор, огораживавший какую-то стройку. Через дырку в заборе мы проникли за ограду, и не успели сделать свои дела, как за нашими спинами выросли три молодца - как из ларца! На них были спортивные костюмы, у одного даже была кожаная куртка, но на ногах у всех - вьетнамки! У одного на руках были набиты костяшки. - «Каратеист», - подумал я и почему-то с ужасом вспомнил матроса-филиппинца, которого кто-то одел до трусов. С опаской, но мы разговорились. Парни оказались рабочими из Украины, приехали на заработки. Они, видимо, работали на этой стройке и жили тут же. Они пожаловались нам, что тут в Португалии мало платят. Вот если бы перебраться в Испанию, то зарплата была бы больше, но их туда не пускают. Они спросили и нас: кто мы такие? Мы сказали, что русские моряки, стоим тут в ремонте, пришли из Нью-Йорка. Один из них загорелся идеей: а как бы попасть на ваш пароход? На что мы ответили, что это дохлый номер, забудьте про это!


Мы с Димой направились к автобусу, а хлопцы пошли за нами. Возле автобуса завязался разговор с остальными моряками. Наши ребята угостили их сигаретами. Прозвучала «команда по машинам» и мы поехали на судно. Без ущерба для одежды и кошельков.

Кстати, о кошельках. От предыдущего захода в Португалию в 1994 году, у меня на руках осталась 1000 португальских эскудо. Мне уже надоело вносить их каждый раз в декларацию при возвращении в Россию. А тут такой случай наконец-то избавиться от них! Но в магазинах эти эскудо отказывались брать. Не знаю почему: то ли поменялся дизайн банкнот, то ли Португалия начала переход на евро. В общем, пришлось мне обратиться в отделение португальского банка в поселке недалеко от верфи за разъяснениями. Служащий банка объяснил мне, что прием эскудо прекращен с 1 мая 1998 года. А обменять деньги можно было лишь в Лиссабоне в Государственном банке. Короче, овчинка выделки не стоит, подумал я. Но клерк сказал, что если я предъявлю российский паспорт моряка, а не либерийский паспорт, с которым я пришел в банк, то он постарается решить мой вопрос! На следующий день я пришел с российским паспортом и он поменял мне деньги. Как тут снова не вспомнить Владим Владимировича Маяковского:
«Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
(Увы. Уже не) Советского Союза»…


А вот еще один случай уважительного отношения к российскому паспорту и русским морякам. Годом ранее, мы репатриировались домой с острова Ямайка, неделю добирались из Кингстона через остров Кюрасао в Амстердам. Вызвано это было забастовкой летчиков авиакомпании «ALM». Когда мы, наконец, прилетели в Амстердам в аэропорт SHIPHOLL, то выяснилось, что вылет на Москву намечается через сутки. Чтобы мы не торчали в транзитной зоне, нас поселили в гостинице в аэропорту. Мы могли свободно передвигаться по территории воздушной гавани, а в российском паспорте моряка нам поставили штамп, что мы должны прибыть на регистрацию в 08.45 местного - за два часа до вылета на Москву. Когда на следующий день после завтрака мы дружной толпой появились у стойки регистрации в точно назначенное время, служащие аэропорта поприветствовали нас на русском языке и сказали, что они нас уже ждали! Я не зря привел эти, казалось-бы два разных примера. По отношению к русским не было той русофобии, какую мы видим в настоящее время от тех же европейцев из недружественных стран! Это, по сути, тот же расизм!

Но вернемся к текущим делам, - к ремонту. Уже на главной мачте сделали усиленную площадку под новый радар, в ближайшее время должны были доставить на борт и сам радар 10-сантиметрового диапазона.
А ремонт уже подходил к концу, были отремонтированы заявленные механизмы и устройства, произведена покраска корпуса судна. Из Лондонского офиса пришла судовая роль на новых членов экипажа, прибывающих для смены уходящим в отпуск. Капитан дал мне указание готовить судовые роли и другие необходимые документы на отъезжающих, выдать зарплату. Прислали и детали полета для нас - списывающихся членов экипажа. Мы должны были вылетать из Лиссабона на Париж 12 мая 1998 года, а там, на Шереметьево и в Москву по знакомому для нас маршруту!

Москва нас встретила дождем и прохладной погодой. Поселили нас в гостиницу, а утром автобус доставил нас в аэропорт Быково, откуда мы улетели на ЯК-42 в Анапу. Автобус из пароходства доставил нас в Новороссийск, из девяти человек семеро были новороссийцами, а я с третьим помощником Костей поехали домой в Сочи! Была весна, впереди было полугодовое пребывание дома вместе с семьёй. Чего еще лучшего можно желать моряку!

Снова побывать на португальской земле мне придется через два с половиной года, но уже на танкере-химовозе «Альтаир». Так что, продолжение следует!





Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:


*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Курс на запад

*Панамский канал - как он есть...

*Aqua vita - Pepsi-Cola

*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"

*Долгая дорога домой

*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)

*Путевка в жизнь

*Операция «Шестерня»

*ЧП в Юго-Восточной Атлантике

*Анжелика

*День Нептуна капитана Врунгеля

*День Нептуна

*Что в имени тебе моем?

*Как корабль назовешь, так он и поплывет

*Люботинские рейсы

*Перестой в Новороссийске

*Всем судам Министерства морского флота СССР…

*Лебединая песня «Люботина»

*Последний рейс танкера «Люботин»

*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода

*Юбилей Старого моряка

*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)



К главной странице Морских сказов


 

27 марта 2024
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


  1. Комментарий от 28 марта 2024 22:18
    #1
     
    AZ30031950





    icq: {icq}

      
    УРА!!! Удалось авторизоваться на сайте!
    зарегистрирован: 25.02.2022 цитировать    

  2. Комментарий от 3 июня 2024 16:57
    #2
     
    Сергей





    icq: {icq}

      
    Отличный рассказ. Моряки это ж особая порода... У них вся жизнь из таких историй.
    зарегистрирован: -- цитировать    

  3. Комментарий от 3 июня 2024 20:47
    #3
     
    Giacco





    icq: {icq}

      
    Ну, Сергей, я согласен с вами, что моряки - особая порода. Но в этой породе есть такие люди, как Анатолий, который не ленится делиться своими воспоминаниями. Попробуйте сами - это непросто.
    зарегистрирован: 15.04.2007 цитировать    

  4. Комментарий от 3 июня 2024 22:57
    #4
     
    AZ30031950





    icq: {icq}

      

    Цитата: Сергей
    Отличный рассказ. Моряки это ж особая порода... У них вся жизнь из таких историй.

    Серега, есть задумка написать то, как мы работали с тобой на химовозе "Альтаир" в 2000 году! Надеюсь на твоё содействие!
    зарегистрирован: 25.02.2022 цитировать    

Добавление комментария
   
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта