Первая батарея квартировала непосредственно за КПП-1 - на первом этаже двухэтажного здания справа. В конце семидесятых эта батарея считалась "лаковой": личный составбыл безупречным; служба шла исключительно по уставу. Полы в их казарме действительно были лаковыми. Бойцы ходили по ним исключительно в тапочках. У нас создавалось впечатление, что они ходили там попарно, держась за ручки.
И еще, нам очень хотелось знать: как дежурный по батарее в тапочках мог строевым шагом отдавать рапорт во время утренних и вечерних поверок? Ведь этажом выше - во Второй батарее - шаг был твердый, а в предверьи парадов - еще и кованными (по две железных пластины на каждую подметку) сапогами.
В батарее готовили:
1. "Координатчиков" - будка "А",
2. "Стрелков" - будка "К" (в ней сидел комдивизиона-"стреляющий", офицер наведения и операторы по "осям"),
3. Дизелистов,
4. Операторов СУС (система управления стартом)
и, кажется, каких-то из КИПовиков (контрольно-испытательные приборы).
Корнеев Игорь:
Будка "К" в войсках именовалась кабиной "У"- управления. В ней находились: оператор СУС, планшетист,комдивизиона-"стреляющий", офицер наведения и операторы по "осям",в конце- "фотопулемёт"-фотоконтроль боевой работы.
Паньков Владимир:
И ещё - в будке "К" стоял "чёрный ящик"! На "Десне" это был 24-хдорожечный магнитофон, на который писалась боевая работа - команды, телеметрия и шесть голосовых каналов - от стреляющего, офицера наведения и их операторов, от "координатчиков", СРЦшников, "пимокатов" (будка "П"), дизелистов и, кажется, будки "Z" (НРЗ - свой-чужой). В Заполярье этот ящик неплохо писал музыку, которую в перерывах между антисоветскими передачами давало "Шведское Радио".
Рассказывает Валерий Генцельман:
Топтал я СВЯЩЕННУЮ с октября 1976 по ноябрь 1978 и по следующей схеме: курсант-инструктор-зам.ком.13 взвода/зам.старшины первой батареи.
Так что воспитателем был и был тем кто на зарядке(после 1.го КПП) подавал команду: "Левое плечо вперёд бегом-МАРШ! Что это значит знает каждый кто служил на Аташке! Думаю,особой любовью у курсантов,сержантский состав школы не пользовался (было почему то даже презрение :P) хотя пару писем от выпускников я получил.
Да, я был сержант Аташки и очень даже горжусь этим! Комбатом у нас был майор Сергеев. Командиры: капитан Муромцев, ст. лейтенант Семушин. Третий был новым и прибыл перед моим ДМБ. Замполит - капитан Суслов.
Помню его потому, что продал он мне перед ДМБ фотоаппарат Киев-30. По большому секрету ! (был такой маленький с микрофильмом 16 мм - как в шпионских фильмах того времени). Я был безмерно рад,что можно будет сделать пару фото для альбома, но..... . Через 2 дня вызвал комбат и сказал,что я, в срок 12 часов, должен избавиться от фотоаппарата с предоставлением точных данных местонахождения ! Самым простым решением было - отдать на хранение комбату. Вот так. Спасибо, товарищ капитан!
Старшина батареи - прапорщик Каменский (не путать с командиром части! Разница в ударении) был такой маленький и щупленький, но проныра и остр на язык. Понятно, прапор...
В октябре 1976 я был призван в ряды СА после того как написал заявление в Тольяттинском Политехе, где просил отчислить меня в связи с
добровольным уходом в армию!По этому поводу долго смеялся весь состав деканата и пробовали уговорить меня перестать "валять дурака". Решения своего я не изменил и не жалею!Возраст был такой: водка, лодка, молодка...
В армии же за два года получил то что на "гражданке" и за 10 не преобрести.
На сборном пункте в г.Сызрань просидели больше недели в ожидании формирования команды и когда уже просто всё надоело (кончались деньги) вызвали на собеседование.
Сидит капитан ТАКОЙ загорелый, что всем стало ясно - холодно не будет ! На вопрос : "Куда ?", короткий ответ: "Туда !"
Поезд. Четыре дня пути. За окном пейзаж унылый - лесостепь закончилась давно, степь тоже, и чаще видны верблюды, чем что-то растительное.
В Баладжары прибыли вечером. Потусовали, поделили, погрузили, повезли куда-то во тьму... Натруженный вой моторов говорил, что везут на гору.
Прибыли. Выгрузились. Картина: стоят на плацу замученные,оборванные с сумками или без, трезвые и не очень. Сияющих лиц, ну, совсем не было. Дополнялось всё суетой прапорщиков-старшин батарей, которые делили прибывших, как баранов.
Поделили. К нашей группе подошёл такой маленький... В темноте только фуражку и было видно. После неудачной попытки привести группу в движение (реакция была просто нулевая) - короткая пауза, и вдруг неожиданный вопрос: "Мужики,все с собой х..и взяли?"
Из толпы (строем назвать не решаюсь): "Да взяли,взяли..."
Прапорщик: "Прекрасно! Ну а п..ды вы от меня получите ! В баню,шагоооом марш!"
Не трудно догадаться - это был старшина первой батареи прапорщик Каменский . Такое не забывается никогда !
Бакланов Александр:
Странно! Я тоже служил до ноября 1978, но у нас была убежденность в том, что прапорщик Каменский (достаточно редкая фамилия) был прямым родственником бравого полковника. У нас была убежденность в том, что природа отдыхает на детях.... Действительно - маленький. Но Полковник Каменский был тоже маленьким. Но это был - личность! Думаю: может мы с Валерием оба правы? Может Каменские таким образом (ударениями в фамилиях) пытались разграничить родственные отношения?
Валерий Генцельман:
Хочу внести уточнение в профиль Первой батареи. В моё время там готовили операторов кабины сопряжения 5Ф24.
Kоротко о функциях и назначении кабины:
- обеспечение внутренней связи ЗРК
- аппаратура высокочастотного телефонирования 5Ц55
- обработка данных по целям: шкаф ЦУ( перевод из сферических координат в прямоугольные)
- оборудование системы тревожной сигнализации 5Ф88
Оборудованна штатным кондиционером,отопителем и ситемой противохимической защиты.
Коршиков Сергей:
Я призывался из Душанбе. 23 октября 1980года нас 60 чел.привезли в Шубаны. Когда везли по Баку, местная молодёжь охотно забрасывала нас камнями. Благо Уралы были без тента. Я попал в 1-ю батарею (та, что справа от КПП).
Командиром был майор Семушин, а замполитом - лейтенант Подолян. Служил в 12-м взводе. Командир взвода старший лейтенант Козлов и, естественно, два сержанта - молдованин Ваня Дручек и украинец Саша Покивайлов.
Потом пригнали 60 узбеков, и через 2 месяца собрался весь СССР, кроме грузин и прибалтов. Удивительно, но драк было мало, несмотря на несметное количество чеченов, аварцев и, конечно, азеров.
Нас учили на механиков аппаратуры сопряжения - кабина 5Ф24.
Я смотрю на сайте ещё мало народа и надеюсь, что скоро подтянутся и мои сослуживцы. Особо был бы рад Сергею Штогрину, Саньке Максимову из города Ангрен; Руслану Ахриеву из Грозного; Фаталиеву и Муртазалиеву из Гунибского района, и конечно же Рашиду Каратаеву из Душанбе.
Да,совсем забыл, а старшина у нас был прапор Марусяк. Прикольный мужик! Вобщем давайте найдёмся!!!
Анкудинов Сергей, Екатеринбург:
Я был призван в СА в мае 1974 г.
В Баку из тогдашнего Свердловска прибыл целый эшелон. Нас рано утром 15 мая на машинах доставили в часть- до сих пор помню подъем по горной дороге.
Определили в первую батарею, командиром батарее был майор Сергеев - славный вояка, личнам примером показывал, как на брусьях надо выполнять гимнастические упражнения, с курсантами был справедлив... 9-го июня 1974 г. принимали присягу....
Старшина батареи - Каменский (в строевой части, куда я потом попал тоже был старшина - Каменский :) ! ). Командир взвода - капитан Цвигун, если память не изменяет) - ходил в фуражке ВМФ-го покроя - с "аэродромом". При его худощавой фигуре и огромной фуражке - зрелище было немного комичным, но человек в общем он был неплохой.
Замкомвзвода - старший сержант Пицык, двухметровый шахтёр из Лисичанска - с пудовыми кулачищами. "Как дам в лоб - в следующий раз прежде чем сделать что-то не так, вспомнишь боль и - не сделаешь!" На самом деле рукоприкладства не было, хватало одного его взгляда. В армию попал, видимо, на последнем году отсрочки. Его побаивались даже офицеры, помнится был инцидент в Шубанах, где он завёл подружку(!!!) и однажды, набравшись местного вина, устроил большой скандал. Отцы-командиры, однако, дело замяли...
Его заместителем был сержант Герман их Удмуртии, кажется. Он был прекрасным гимнастом, многому у него научился. Впрочем в армию я пришёл достаточно физически подготовленным, так что получил разряды по военному троеборью, судейский значок, ВСК первой ступени.
Командиром части в то время был недавно назначенный п/полковник Степаненко, высокий красавец с орденом Красной Звезды. Говорили, что орден получил в Заполярье за сбитый самолёт-шпион!
Гноевой, тогда ещё капитан, принимал у нас экзамены по уставам.
Помимо 4-х батарей и "полигона" была ещё и "пятая батарея" - свинарник.
Все шесть месяцев проводилась подготовка к республиканскому параду, отрабатывались оружейные упражнения с СКС - не хуже, чем в почётном карауле. Во время парада мы стояли спиной к морю. Когда Каспийская флотилия жахнула салют из главных орудий, земля ушла из-под ног.
Вспоминается ещё много чего и всё какое-то светлоё!
В войска прибыл в конце ноября 1974 г. - Тернопольская область, на Западной Украине. В боёвоё дежурство включился без проблем, подготовка в учебке была на самом деле отличной...
Пишет майор Семушкин:
В 12 взводе сержантом был Ваня Подковырин (Валера Генцельман, наверное его помнит). Кто помнит случай происшедший между Ваней и курсантом- гипнотезером 3 батареи?
Пишет Валерий Генцельман:
Конечно помню Ваню Подковырина! Он же моим зам.ком. взвода в мои "курсантские" времена был. А потом мы ещё пол года служили вместе. Я его уже везде искал и не нашёл. А вот на Виктора Мельчина я по счастливой случайности вышел. Он живёт сейчас в Краснодарском крае.
Поличинского Александра я тоже нашёл (!) - в Приднестровской Молдавской Республике. С обоими говорил по телефону!
А с Ваней Подковыриным действительно была забавная история. Речь идёт о вреде курения
Неизвестно как, но в Третью батарею попал курсант с гипнотезёрскими способностями. Открылось это случайно, когда он в санчасти стал лечить головную боль у находящихся там больных.
Слухи о НЕВЕРОЯТНОМ медленно поползли по части. Гипнотезёр был курсантом во взводе у сержанта Баранова (моего приятеля), и мы без очереди получили право посмотреть на чудеса.
Вечером,после "отбоя", (знали бы тогда товарищи офицеры
) все сержанты Первой собрались в каптёрке: Подковырин, Мельчин, Самодуренко,
Сергеев (будующий старшина 3-й батареи), Поличинский и я.
Подошел курсант-гипнотезёр. Сначала попросили его рассказать случаи из жизни, а потом у Вани возникла идея - провести с ним сеанс гипноза на предмет отучения от куренья. Ваня собирался в отпуск и хотел удивить "домашних" тем,что он в армии бросил курить. Гипнотезёр не удивился просьбе и тут же приступил к делу.
Все присутствующие смотрели на происходящее с улыбкой и никто не верил во всемогущество гипноза. Курсант "усыпил" Ваню одним движением руки и Ваня обмяк на стуле. Гипнотезёр "прочитал лекцию" о вреде курения, а в заключении сказал, что теперь Ваня терпеть не может запах табака, а глоток дыма вызывает у него тошноту. Затем вывел Ивана из гипнотического сна....
Виктор Мельчин: " Вань. Ты курить хочешь?"
Иван: "Конечно хочу!"
Виктор:" Пойдём покурим?"
Ваня: "С удовольствием!"
Удаляются из каптёрки на улицу. Не прошло и трёх минут - слышим громкую ругань-чертыхание. В каптёрку влетает Ваня с совершенно нездоровым выражением лица и, вытаращив глаза на гипнотезёра, кричит: "Слышь ты, колдун! Давай расколдовывай меня обратно! Это что ж получается? Я приезжаю в отпуск, встречаюсь с друзьями, садимся за стол отметить встречу, выходим, как всегда, покурить, и тут меня начинает выварачивать наизнанку?! Нееее,так не пойдёт! Давай назад!"
Ване в тот момент было наверняка не до смеха, ну а мы гоготали до боли в животе.
Виктора приступ смеха прихватил ещё на улице. Это он был очевидцем Ваниной реакции на табачный дым.
Курсант опять не удивился и добросовестно выполнил просьбу.
Вышли для проверки покурить.Ваня с опаской затянулся. Подождал минуту, ничего не произошло. Надо было видеть его светящееся счастьем лицо... Мир был спасён!
После Ваниного сеанса было ещё "шоу" с сержантом Сергеевым - он рыбачил, не мог встать со стула, во мне узнал свою маму и т.д.
Одним словом - повеселились.