| Предисловие GIACCO. Тяжело поверить, но прошлый Новый год был невероятно тягостным и мрачным. Високосный год оставил за собой длинный хвост неприятностей, лишений и ожиданий неприятностей в следующем году. Высочайшим сюрпризом 2017 года стало то, что ни одно мрачное ожидание не сбылось. Было много любимой работы и сопутствующих бонусов. Например, полуторамесячная рабочая командировка в Северный ледовитый океан… |
| Бывает такая удача – совмещать полезное и приятное. По некоторым причинам я слова не скажу о полезном, т.к. это составляет коммерческую тайну компании. Но те, у кого хватит терпения досмотреть пост до конца, узнают официальную версию командировки. Как ни странно, но она полностью совпадает с действительностью. Главное достоинство официальной версии в том, что она исходит не из моих уст. А началось все с Мурманска и ледокола Новороссийск – одного из крупнейших в мире дизельных ледоколов, способного давить лед толщиной 1.5 метра. Это один из самых новых ледоколов. Ему чуть больше года… |
| Капитанский мостик ледокола – особый чарующий мир, который невозможно представить, не побывав там. Сложно поверить в то, что четыре помощника капитана ледокола – молодые ребята в возрасте порядка 30 лет. |
| Самого капитана - Ярослава Вержбицкого (на фото справа) – тяжело распознать в команде как капитана. Я сам обманулся в первый раз, когда увидел его. Он был одним из команды ледокола. Он никогда не стоял за штурвалом судна. Прежде всего потому, что на ледоколе нет штурвала. В трех разных местах на ходовом мостике расположены манипуляторы управления судном. Видите скобы под левой и правой рукой капитана? Это и есть манипуляторы управления судном. Больше того: каждый из манипуляторов управляет одной из двух винто-рулевых колонок судна, которые вращаются на 360 градусов и обеспечивают ему невероятную маневренность. |
| Ширина ходового мостика около 30 метров. На нем есть уйма места для расположения рабочих мест рулевого, штурмана, радиста. Управлять судном можно из того места, из которого лучше видны проблемные места для управления. Ходовой мостик со всех сторон имеет остекление. Потому хорошо видны и нос и корма судна. |
| Все, что не видно с ходового мостика глазами, отображается изображениями с видеокамер. По чистой воде ледокол идет со скоростью 15 узлов (27,78 км/час). При такой поверхности моря, как на фото, плавность хода такая, что порой невозможно поверить, что ты в море, а не на твердой земле… |
| Но достаточно было только подняться волне, работать на судне становилось просто опасно. У ледокола корпус устроен так, что судно хорошо давит лед. Но это же судно плохо ходит по волнам. Оно раскачивается так, что дверки в шкафах распахиваются в такт качке. Выдвижные ящики показываю языки. Стулья ползают по ковролину… |
| Пусть вас не обманывают снимки. Большинство из них делались при погоде, при которой на снимки приятно смотреть. На прилагаемой карте погоды видно, как задувает ветер. Чем ближе к красному – тем сильнее ветер. Однажды капитан Ярослав Ярославович объявил по судовой рации запрет на выход членов экспедиции на палубу. Ветер превысил скорость 110 км/час. При определенном сочетании параметров легко можно было бы оказаться сдутым с палубы в море. |
| А за бортом было прохладно. Там появились удивительные образования, которые почему-то никогда не показывали в кино и на фотографиях – блинчатые льды. С высоты ходового мостика эти льды выглядят, как огромные леденцы, которые охота выловить и сосать, как конфетки морские камешки. Останавливало лишь то, что эти леденцы имели размеры 3-4 метра в длину. |
| На корме нашего судна были разложены километровые оранжевые тросы толщиной 20 см. С их помощью наша экспедиция училась буксировать айсберги. За кормой видны горы острова Северный архипелага Новая Земля. |
| Арктические айсберги меньше по размерам, чем антарктические. Но опасность от столкновения с ними выше, т.к. их сложнее обнаруживать. Высота такой глыбы льда около 15 метров. Чтобы узнать приблизительный полный размер айсберга, высоту надводной части нужно умножить на 6… |
| На фото хорошо видно, что глазами перед судном сложно вычленить льдины. Но на экране ледового радара (синий монитор) отлично видно кресты, под которыми находятся льдины. Когда ледокол натыкается на ледовое поле, создается впечатление, что судно на секунду останавливается. Но это – ледокол. Если бы это было неспециализированное судно – последствия были бы печальнее. |
| А этот красавец с синей полосой сполз с ледника Иностранцева в Баренцево море. Мы его наблюдали несколько суток: обмеряли, буксировали. Айсберг «пел»: в конце сентября он, когда температура воздуха заметно падала, усиленно таял. Ледокол стоял возле айсберга. А айсберг гудел, шипел, трещал. И вдруг – он взорвался – развалился на три части. Каждый из фрагментов айсберга вращался в своем направлении, вода кипела миллионами пузырьков. Красивый был айсберг. |
| А от этого красавчика дух захватило. С высоты ходового мостика (а это – 25 метров) он может показаться и неказистым. Но это был миллионник (1100000 тонн)… |
| Мы его буксировали в разных режимах и направлениях. Он заставил нас сделать множество неожиданных выводов об особенностях буксировки. |
| А на этом фото заснят экран отображены треки 16-часовой буксировки айсберга. Ледокол таскал его во всех возможных направлениях. Оказалось, что наши методики позволяют совершать буксировки вне зависимости от ветра и течений… |
| Ну, и наконец, мнение автор этих строк об экспедиции. Это не была увеселительная прогулка. В ней не было выходных. Рабочий день не был нормированным. Но это было здорово. Как никогда ранее ощущалась наша востребованность и наша способность выполнять работу так как от нас ожидали наши работодатели. Жизнь прекрасна. |