"Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мёбу".
(Сэй Сенагон)
...И сказала госпожа моя Сэй Сенагон , что госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга. Больше никакими делами она не прославилась, а лишь своим бездействием приносила несчастья окружающим.
И думаю я, что не так уж неправа была госпожа моя, когда писала записки, якобы, о кошке, а речь в них была о людях и о собаке. Ибо миром правят, зачастую не те, кто на виду, а тот, кто вовремя изогнул спину, кто сумел спрятать когти, кто тихо сказал мр-р-р-р, сексуально потянулся, вызвав массу ассоциаций...
Кошка - это то странное существо, которое никак не решит: домашнее она или дикое животное. Она полна уверенности в себе. В ней нет раболепства. Даже когда она клянчит молоко или кусочек мяса, попрошайничество - больше форма. Кошка уверена, что мясо принадлежит ей. Хозяева перебьются хлебом, рисом и водой. И человек никогда не поймет критериев, по которым кошка отдает предпочтение той или иной пище. Хозяева порой захлебываются слюной от вида куска колбасы или рыбы, которую они подсовывают своей любимице, а это коварное существо отворачивает свою милую капризную МОРДУ и уходит искать СВОЮ пищу. Как ни странно, но в Занзибаре кошки с удовольствием грызут кокосовые орехи. Кто бы мог подумать?
Кошка не заглядывает человеку в глаза. Она следит за движением рук и ног. Она готова в любой момент сорваться с места и спрятаться в недоступном месте. Она не верит никому кроме себя. И, тем более, непонятно, почему же люди так любят этих тварей? Почему кошатник приходит на работу с руками, покрытыми паутиной царапин от когтей, но при этом продолжает взахлеб рассказывать о своей Пусе, Ваське или Мурке? Почему эти люди не понимают, что когда кошка трется о человеческую ногу, она не ластится? Она метит эту ногу своим запахом, ставит тавро, закрепляет за собой право собственности на двуногую и двурукую кормушку. Голову кормушке иметь не обязательно.
У многих народов кошка была (и есть) индикатором доброты (или лицемерия?). Родители невесты при сватовстве пытались незаметно подбросить потенциальному жениху на колени кошку. Если парень сгонял кошку на пол, его тоже гнали из дома. Недобрый человек. Но если он начинал гладить кошку, то это был признак того, что парень ласковый и не будет бить молодую жену. По крайней мере, в первое время.
Думается, люди видят в кошках самих себя. С кем хочется сравнить гибкую девушку, идущую плавной походкой, бросающую быстрые взгляды на потенциальную жертву? С павой? Ну-ну... Кто первым скажет: как выглядит пава?
С кем ассоциируются кривомордые коты, часами глядящие друг на друга где-нибудь на теплых задворках? Они способны стрелой взвиться на самое высокое дерево, с невероятной скоростью пролезть в неправдоподобно узкое отверстие в заборе, но они сидят и смотрят друг другу в глаза и издают утробные звуки, далекие от "мяу" и "мр-р-р".
Что они видят в глазах напротив?
С кем хочется сравнить женщин, вылизывающих себя перед зеркалом? С каким упоением они прорисовывают заостренный кошачий контур глаз! (О, госпожа моя, мода на кошачьи глаза была всегда, я знаю).
А как изящно молодые люди обмурлыкивают весной своих опьяненных кошачьими ласками спутниц? Куда исчезают добрые улыбки с кривомордых лиц, когда появляются намеки далеко не на котят? Куда деваются сами кривомордые?
Читаю я свои записки и думаю: что, нелюбовь к кошкам - признак дурного нрава? О, нет. Это не нелюбовь к кошкам. Это нелюбовь к кошачьему в человеке, который в этом мире видит себя большой кошкой, а весь мир - большим блюдечком со сливками.