| В Москве весна. Все еще лежит снег на обочинах дорог. Все еще срываются снежные заряды из тяжелых серых туч. Промозгло. Мрачновато… В последнюю неделю февраля я сказал своей жене: «Давай прокатимся на ледоколе…» |
| Я горжусь своей женой. Почти десять лет я уговаривал ее прокатиться со мной на теплоходе по Москва-реке. Летом. Она смотрела на меня безумными глазами и твердила: «Ни за что!» Все мы живем в мире заблуждений. Вероятно, у моей любимой когда-то был неудачный опыт общения с теплоходами… Однажды мне удалось полуобманом завести ее на палубу московского трамвайчика. Было тепло, солнечно, красиво… В конце путешествия жена спросила: «Когда мы повторим нашу прогулку?» С тех пор мы ходили по Москва-реке десятки раз. Просто, чтобы увидеть блеск реки, услышать журчание воды, полюбоваться Москвой. Мы ходили в разную погоду: жару и холод, при солнце и под ливнем. Москва всегда хороша. А потом моя Таня несколько раз ходила со мной в море под парусом. И фото слева – не постановочное. Она даже не знала о том. что я фотографирую ее из салона яхты. Когда стоишь у штурвала под парусом, все внимание обращено лишь на компас и парус. Ну, и штурвал… |
| А несколько лет назад умным людям из гостиницы Radisson Royal Hotel, Moscow ("Украина") пришла в голову идея запустить круглогодичные прогулки на теплоходах ледового класса от причала на набережной Тараса Шевченко. Они ходят даже тогда, когда все остальные суда стоят на приколе до весны. Блёстки на фотографии – снежинки. Потом была метель. |
| Вона, баржа с буксиром-толкачем вмерзли в лед. А ведь это – та же акватория, с которой начинается поход Рэдиссонов. |
| Поначалу кажется, что это лишь зимний вариант прогулки: широкий фарватер безо льда, мягкий ход, хорошая звукоизоляция, тепло. |
| Просто в районе Киевского вокзала находится один из самых крупных в Москве теплоцентров компании Мосэнерго. В этом месте из множества стоков в реку сливается теплая вода из окружающих жилых домов. По моему мнению, совокупность этих факторов промывает в реке большую полынью. |
| А дальше начинается настоящий ледовый поход. Несмотря на множество ежедневных проходов по фарватеру, количество льда не уменьшается. Скрежет льдин по корпусу не скрывает никакая звукоизоляция. Теплоход постоянно вздрагивает, содрогается, трепещет. |
| Мы в Антарктиде проход между битым льдом воспринимали, как событие экстраординарное. Там некому было бы спасать нас. Потому и следили за ледовой обстановкой напряженно. Ледоколы на Москва-реке ходят парами, чтобы оказать помощь друг-другу при экстремальной ситуации. |
| Другая причина хождения парами – чистота фарватера. Достаточно минут 40 не ходить по нему – льдины сомкнутся. А это значит, что каждому судну придется крушить достаточно жесткий лед. Мы сами видели, как достаточно крупные льдины выныривали за кормой метра на полтора вверх в воздух. Представляю себе как выглядят винты теплоходов весной. |
| После тепла салона можно на некоторое время выскочить налегке на корму или нос теплохода. Там чисто, сухо… Открою маленький секрет: в конце путешествия (минут за 30 до швартовки) мы с женой расплатились за обед, оделись в гардеробе и вышли на корму. Мы уже поднялись на набережную, а наши спутники все еще толпились у гардероба… |
| Пора раскрыть еще одну тайну тайну… Все мои друзья сглатывали слюну, когда я рассказывал о походе на ледоколе по Москва-реке. Одни представляли себе бородатых челюскинцев. Другие знали об отличной кухне ледокольных яхт-ресторанов. Красиво и вкусно. Сравнительно недорого (по-московским понятиям). Тем более, что не жрать мы сюда пришли, а наслаждаться судовой жизнью. |
| Половина путешествия заканчивалось в этот день в районе памятника Петру Великому. (Чуть не в тему: отличный памятник. Пусть не судят его пустобрехи). За памятником фарватера уже нет. Мое частное мнение, там начинается акватория Кремля. В марте предполагались выборы президента. Мало ли кому пришла в голову подогнать туда «Аврору»? |
| В этом месте начинался довольно неуклюжий поворот теплоходов. По-хорошему, никто не возмущался кратости похода. Дольше был бы перебор. Теплоход нигде не пристает к берегу. Кушать бесконечно невозможно. Да и для кошеля напряг. И глазу скушно на белый лед смотреть… |
| Малым развлечением становятся надписи на берегу. Например, объявление о продаже особняка в центре Москвы. Цифры следом за объявлением, судя по всему, цена особняка. Явно не в итальянских лирах (до недавнего времени самая никчемная европейская валюта. Ныне в Италии в ходу Евро). Неужели найдется покупатель? |
| В былые времена мы ходили мимо этой набережной парка Культуры и Отдыха имени Горького. Пару десятков лет ее украшали аттракционы. Ныне их убрали. Чем людей занимают? |
| Каюсь: всегда хотел, но ни разу не был в «Сундуке» макете космического «Бурана», который летал над землей на двигателях Ту-144, когда отрабатывалась программа наших многоразовых космических кораблей. Нужно будет летом сходить. Там, говорят, жутко крутой аттракцион полета на орбиту… |
| По льдам теплоходы ходят аккуратно, медленно. Бегун на набережной парка передвигался трусцой. Минут 15 мы его наблюдали. Не только Европа бежит за здоровьем. |
| Даже в эту сумрачную погоду за бортом можно наблюдать отличные пейзажи. Москву златоглавой сделали церкви и купола монастырей. Серо небо, да солнечно от луковок подкрестовных. Через равные промежутки времени на колокольнях звучат колокола. Кстати, малиновый звон российских колоколов к малине отношения не имеет. Термин происходит от фламандского города Мехелен, в котором был разработан сплав, применяемый для российских колоколов. Они отличаются от европейских колоколов. Но об этом – в иной раз. |
| А по Москва реке и зимой продолжают плавать утки. Европа, однако… |