Первый день
Второй день
Третий день
Четвертый день
Пятый день
Шестой день
Седьмой день
Восьмой день
Мы вернулись живыми и лишь слегка обгорелыми. Мы старались быть осторожными, но нам и везло. А потому хотелось бы сказать пару слов о правилах техники безопасности для Пижонов.
Не уверен, что Юлиан Семенов был яхтсменом, но главную идею Правил Техники Безопасности для Пижонов (ПТБП) он выразил ёмко и доходчиво: «Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку …» (Семнадцать мгновений весны.11.3.1945 (16 часов 03 минуты)).
Играть эти шутки он начинает намного раньше, чем вы почувствуете его первые дуновения. Называется это – романтикой.
Никто не заставляет обучаться каждого члена экипажа основам навигации и кораблевождения, но научиться плавать или хотя бы держаться немного на воде, пока в критическом случае коллеги не придут на помощь, необходимо обязательно. Яхта – невероятно надежное судно. Современная яхта еще и не протекает. Но дергает ее изрядно ветром и волнами. А в случае попутного ветра (кто бы мог подумать!) гик (труба, к которой крепится нижняя часть треугольника грота) может самопроизвольно переброситься с борта на борт. В лучшем случае он может набить шишку, поставить синяк или напугать. В худшем – нанести серьезную травму, сбросить за борт. Наименее счастливым встреча с гиком может стать самой последней встречей. Учитесь плавать.
Еще нужно заранее научиться вязать хотя бы 3-5 морских узлов. В самом примитивном случае – чтобы хвастать перед друзьями или подругами. Это умение может понадобиться , чтобы завязать на себе страховочный узел. Кроме того, на яхте всегда нужны свободные руки, чтобы привязать кранец, правильно набросить конец на утку, закрепить канат на прибрежном дереве при швартовке.
А еще полезно задолго до плавания ознакомиться хотя бы через Интернет с местами, которые в недалеком будущем предстоит увидеть. На маленькой лодке, по большому счету, вы хозяева – можно плыть куда хочешь и куда тебя пустят. Но очень полезно заранее знать что тебя ждет за поворотом. По крайней мере, это порождает сладостное ожидание. Самым опытным ЭТО сокращает время на выбор экскурсионных маршрутов и предотвращает вопли расстройства, которые неизбежно вырываются из груди, когда поезд… т.е. яхта уже ушла из непосещенных мест.
Перед самым плаванием проверьте: а застраховались ли вы на весь период плавания. Не забывайте, что страховки бывают разными. В нашем случае она должна быть экстремальной.
Сборы в плавание имеют свои закономерности. Не нужно с собой брать:
- пластиковые чемоданы на колесах – всемирнознаменитое изобретение американского пилота Роберта Плата. Что хорошо в багажном отсеке самолета – совершенно непригодно для крохотной яхты. Объемы кают 12-15 метровой яхты соизмеримы с размерами чемоданов. Я видел иностранцев, которые выкатывали такие чемоданы их кают. Почти уверен, что всю неделю эти пижоны спали на палубе. А на стоянках цепляли подвесной мотор к чемодану и рассекали на нем лазурные волны.
Для плавания лучше всего подходят мягкие туристические сумки или рюкзаки без металлических каркасов. Вещи из них всегда можно разместить в массе рундучков и полочек на яхте, а сами баулы свернуть до лучших времен.
Не берите с собой спасжилеты. Эта экипировка ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует в комплекте яхты. Если их на лодке нет – бегите от этой лодки и чартерной компании подальше - они не заслуживают доверия.
По этой же причине не нужно брать с собой посуду для варки и жарки, кружки, ложки и стаканы, столовые приборы. Такого обилия посуды, как на чартерной яхте, порой не найдешь и в некоторых домах. Достаточно сказать, что на яхтенном камбузе можно не только варить и жарить, но и печь в духовке. Двух баллонов газа на неделю вполне хватает.
Чего мне не хватало – любимого ножа со скобочкой для чистки картофеля и овощей. Хотя нечто подобное на камбузе есть.
Не нужно брать ничего из того, что запрещено для провоза в салоне самолета. Не нужно забывать, что несмотря на очень лояльное отношение средиземноморских пограничников и полиции к яхтсменам всего мира, вы плаваете в территориальных водах чужого для вас государства. Время от времени есть вероятность подвергнуться досмотру. Оно вам надо – испортить отдых бесполезной неосторожной вещью? Финки, абордажные сабли, мушкеты, фальконеты, алебарды и арбалеты не спасут вас от сомалийских пиратов, т.к. Средиземное море находится несколько севернее района их обитания. А неприятностей не оберешься.
Не берите с собой туфли на высоких, да и вообще каблуках. Обувь – особая тема на яхте. Лодки сейчас делают из белого –достаточно маркого пластика. Палуба на них покрыта мелкими пупырышками для предотвращения скольжения. Каблули мешают передвижению по палубе. Альпинистские трикони (юфтиевые башмаки с металлическими набойками и шипами) и кошки не только царапают палубу, но и могут помешать вам вовремя переставить ногу в более устойчивое положение.
В равной степени не подходят для яхт туфли с черной каучуковой подошвой. Вы будете поражены через неделю плавания несмываемыми рисунками на палубе и счетом, который представит вам чартерная компания за мытье палубы от каучуковой сажи.
Пижонам из пижонов рекомендуется зайти в магазин для яхтенных пижонов и купить там специальные мокасины с подошвой из искусственного каучука, который не пачкается. Кожа этих мокасин не принимает в себя морскую соль и, что приятно, в них можно плавать. Всем остальным рекомендуется брать обувь, которая закрывает пальцы ног и не оставляет следов на светлом линолеуме квартир и офисов.
Со следами уже понятно, а вот пальцы – особый разговор. Пижоны бегают по теплой палубе босяком. Но вот, если придется помогать в работе с парусами, при швартовке, во время предотвращения наваливания соседних лодок на борт, выясняется, что на зализанной поверхности лодки ТАКОЕ количество выступов, неожиданно острых граней и щелей, что пальцы сами находят самые травмоопасные места, которые становятся местами для обязательного посещения. Для тех, кто не в теме. В большинстве случаев травмированный ноготь пальца остается травмированным на всю жизнь. Если только у вас нет знакомого хирурга, специализирующегося по ногтям и пальцам.
Еще малоприятная мелочь… В морской воде много йода. Антисептика, одним словом. Вы удивитесь, как легко в теплом климате загнивают малейшие ранки на ногах. Это даже не загнивание, а разъедание ранок солью. Потому – не пижоньте. Берегите ноги.
Вот так плавно мы перешли к аптечке. Штатная аптечка на яхте наполнена до краёв. Бинтами, рукавами, ватой… Потому, как говаривал Бетховен, Людвиг Иванович: «Человек, помогай себе сам». Иными словами, везите с собой аптечку. Людвигу Ивановичу «добрые» люди помогли покинуть этот мир. В конце жизни он очень страдал от резких желудочных болей. Отравили его солями свинца.
На лодке желудочные боли не редкость. В средиземноморье сыро и очень тепло. Потому активированный уголь (для сорбирования всевозможных отравляющих веществ), Фильтрум®-СТИ (аналогичный углю энтеросорбент) и Имодиум (Imodium/ Лоперамид) – острое расстройство желудка. Это лекарство противопоказано, если за диарею принимается острая дизентерия. Потому, прежде чем применять любое лекарство – читайте показания и противопоказания, а при первом удобном случае – к врачу. Особенно, если лекарство не действует более суток.
Обязательно нужно иметь в комплекте Фурацилин(Синоним Nitrofuralum) – антибактериальные таблетки удобные для полосканий горла и десен, промывания ран, потертостей.
Болеутоляющие таблетки. Зависит от предпочтений. Я предпочитаю Триган-Д (Trigan, Dicycloverine). Не злоупотребляйте им. Одной таблетки вполне хватает для того, чтобы боль самого различного происхождения ушла совершенно незаметно.
Берите с собой рулон эластичного бинта. Совершенно непредсказуемо его применение. Растяжения и ушибы – достаточно обычное явление. В той же теме широкий мужской ремень. Можно заранее набить в нем большее, чем в стандартном случае количество дырочек. По своему собственному опыту знаю, что это – незаменимое средство при поломанных ребрах – стягивать грудь, чтобы ограничить немного ее подвижность.
Страшное дело, когда поломанные ребра сочетаются с кашлем. Берите с собой таблетки Стрепсилс (Strepsils) и Фалиминт (Falimint). На всякий случай можно взять горчичники. В ряде случаев их можно использовать как болеотвлекающее.
Для отвлечения болей самого разного происхождения неплохо использовать Меновазин (Menovasin). Нужно позаботиться о том, чтобы флаконы не разбились. Перевозить жидкость можно только в сдаваемом багаже.
Не забудьте валидол в капсулах.
Лекарства от укачивания имеют право на существования. Но я еще ни разу не видел положительного результата от их применения. Лучше заранее (за месяц-два) начинать тренировки вестибулярного аппарата. Хотя. вру... многим хорошо помогает чай из тертого корневища имбиря.
Обязательно берите с собой солнцезащитный крем с максимальными показателями защиты. Не стыдитесь попросить коллег мазать его в местах, которые для вас недоступны. Спину я имею в виду. А вы что подумали?.
От возникших ожогов используйте Пантенол (Pantenol).
Для предотвращения обгорания женщинам обязательно нужно иметь сплошные купальники. Они полезны еще и в тех случаях, если задумаете купаться на буксире (на канате за лодкой, идущей под мотором. При раздельном купальнике может случиться конфуз. Хотя, кого он смущает?
Мужчинам (впрочем, как и женщинам) следует озаботиться большим количеством светлых футболок – эта одежда промокает потом моментально. А стирать их морской водой бесполезно. Пресной воды на яхте 200-300 литров. Не настираешься.
Шорты нужно иметь подлиннее – до колена. Ноги выше колена обгорают минут за 15.
Обгораю не только руки и ноги. Берегите от солнца глаза - берите с собой солнечные очки на веревочке. В последнее время в яхтенных магазинах можно купить крепления для очков, которые не дают им утонуть при падении в воду.
Для теплого времени обязательно нужны бейсболки. На вечер или в ветреную погоду – вязанные шапочки. Не лишне иметь ветро- и водозащитные куртки, желательно из тех же пижонских спортивных магазинов. Важна не столько красота, сколько то, чтобы ткань ко всему прочему «дышала».
Где-то на дне рюкзака нужно иметь свитерок. Всяко может быть. В мае 2008 на Средиземном море было прохладно и дуло.
О еде. На чартерных лодках есть холодильник. Это – основной пожиратель электроэнергии. Потому столько времени лодка ходит под дизелем – заряжает аккумуляторы. В маринах, в которых лодку можно подключать кабелем к береговой сети, холодильник работает от сети, а не от аккумуляторов. Сетью нужно пользоваться на всю катушку – заряжать телефоны, фотоаппараты, кинокамеры и пр. На лодке, пока она находится в море, существует только 12 вольт. Интерфейс между аккумуляторам лодки и аккумуляторами телефонов возможен только через разъем автомобильного прикуривателя. На некоторых лодках бывают преобразователи в переменный ток 220. Специально для пижонов, которые хотят посадить аккумуляторы посреди моря.
Да… Я о еде… С собой нужно везти следующие продукты: крупу гречневую, сырокопченую колбасу, суджук, бастурму. Этого купить в Турции нельзя...
(
Более позднее замечание. В 2009 году я обнаружил в портовом магазине Мармариса пакет с надписью "GRECHKA". Вероятно, наш сайт читают и там).
Остальное свободно покупается в гастрономе марины, универсамах города. Фрукты и овощи – в количествах, к которым привыкли, но лимонов – не мене 20 на неделю. Пара штук на чаи. Остальное – на лимонады: лимоны по 3-4 штуки нарезаются и отжимаются в 5-литровые фляги питьевой воды. Такую воду можно не охлаждать в холодильнике. Идет на Ура и Бис. В море охлажденные напитки зачастую приводят к простуде. Можно, правда, держать в холодильнике пару упаковок пива Эфес…
Водка, коньяк, виски по вкусу и любимому объему. Но пить их, если неймется, лучше всего вечером, когда лодка стоит на якоре. В море болтает и без водки...
Примерная стоимость ужина в турецком ресторане 25 лир ~ 15 евро.
Для связи с Родиной (на которую рвет) лучше всего использовать туристическую карту GoodLine. Сотни долларов на счету хватает на пару-тройку недельных выходов в море. Приятно видеть, как лодка проходит между островами и странами, меняются провайдеры, а вам - по барабану - вы на связи.
Одно ограничение: GoodLine не любит навороченных телефонов (смартфонов). Самый простенький из Sonim ;) (цены начинаются от 15000 рублей) прекрасно работает с этой картой. Почему я назвал эту модель? В ней нет ничего, кроме телефона и светодиодного фонаря..., а также батареи, которая держит заряд несколько месяцев, прочного корпуса, который можно швырять на бетонный мол или топить на глубину до 3 метров...
Удачи.
Первый день
Второй день
Третий день
Четвертый день
Пятый день
Шестой день
Седьмой день
Восьмой день