Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » » На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Июнь 2018 (15)
Апрель 2018 (1)
Январь 2018 (2)
Июль 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (2)







На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)   
 

Шел декабрь 1991 года. Время было непростое. Советский Союз трещал по швам, деньги стремительно обесценивались, везде процветал его величество «БАРТЕР»! Мой отпуск закончился. Я прибыл в Новороссийск и стал в резерв: периодически наведывался в отдел кадров узнавать свои перспективы. В один из визитов инспектор говорит мне:
- Пойдешь на теплоходе «Капитан Спивак»? Вчера заходил капитан с этого судна, интересовался, кто из начальников радиостанции стоит в резерве? Остановился на тебе. Они пришли из Америки и сейчас выгружают кукурузу. А после разгрузки отправятся на ремонт в Грецию.
Оказалось, что капитана того я знаю - вместе работали на танкере «Луцк» лет восемь назад. Конечно же, я согласился пойти на это судно. Отказываться нельзя, если капитан зовет!

"Капитан Спивак" оказался не "чистым" танкером, а как их называли - «ОБОшником» («Oil-Balk-Ore»), то есть, мог перевозить как сырую нефть, дизтопливо и бензин наливом, так и руду, пшеницу, уголь и другие сыпучие грузы. У него было девять трюмов с герметичными крышками. Грузоподъемность судна составляла более 76 500 тонн. До этого мне не приходилось работать на судах типа ОБО.
Я принял дела у начальника станции, который оказался моим бывшим радистом - работали вместе на танкере «Новороссийский партизан» в 1987 году, и стал ждать отхода.
Разгрузка судна - рутинная работа. Вагоны, в которые перегружается зерно кукурузы, приходят и уходят. Звуки порта превращаются в монотонное сочетание хлопанья крышек трюмов, стука буферных площадок вагонов, звона цепей, шуршания сыплющегося зерна, гудков локомотивов, лая судовых тифонов, криков грузчиков... И в этот беспросветный момент профком плавсостава устраивает сюрприз - встречу с артисткой театра и кино Ларисой Лужиной.

В кают-компании, где происходила встреча, народу было - не протолкнуться. Нам всем нравились героини этой нежной, сентиментальной актрисы. Уже то, что фильм «На семи ветрах», в котором Лариса исполняла главную роль - Светланы Ивашовой, попал на Каннский кинофестиваль, говорит о ее таланте.
Лужина стала знаменитой: много ездила с делегациями за границу. А вот Владимир Высоцкий, с которым она снималась в фильме «Вертикаль», в тот момент был невыездным. Наверное, народного любимца очень задевали рассказы Ларисы об экзотических для тогдашних наших сограждан странах. Но Высоцкий был ироничным мужчиной. Он спел в одной из известнейших своих песен, посвященной Лужиной:
«Куда мне до нее,
Она была в Париже,
И я вчера узнал
Не только в нем одном…».

Так получилось, что эту песню люди знают лучше, чем творческую биографию Лужиной.

Мы часто обсуждали хитросплетения человеческих судеб и странности жизненных проявлений с Владимиром – радиоинженером из навигационной камеры, который был прикомандирован к нам для ремонта радиооборудования и монтажа новых радиолокационных станций.
Так получилось, что весь наш греческий поход в той или иной степени был связан с хитросплетениями человеческих судеб…
В Грецию с нами пошли специалисты судоремонтного завода. В ходе ремонта радиооборудования планировалось установить две новые радиолокационные станции «Кельвин Хьюз» взамен устаревших. Но разговор пойдет не о судьбах ремонтников.
После долгих согласований и утрясок мы перед самым Новым годом вышли из Новороссийска и направились в Пирей.
Морская часть похода прошла без приключений. В Пирее танкер поставили в док, набежали рабочие, закипела работа и в машине, и на палубе. Мы с Владимиром тоже не сидели, сложа руки: демонтировали старые радары и стали дожидаться поставки новых станций из Англии. Фирма-поставщик прислала телекс, что в ближайшее время оборудование будет доставлено на борт судна. Короче, пока работа шла в штатном режиме…
Вскоре после начала ремонта началась покраска цистерн питьевой воды. А без воды, как говорится, «ни туды и ни сюды». Камбуз на теплоходе вывели из эксплуатации недели на две. О том, что нам придется хлебнуть такие трудности и лишения морской службы, нас предупреждали еще в Новороссийске. Я взял необходимую утварь у старшего брата. Из "артелки" (со склада) выдали нам кое-какие продукты: сливочное масло, сахар, крупы. Одним словом перешли на натуральное хозяйство. Готовили кушать сами: штурмана себе, механики тоже себе… Ну и нам с Владимиром деваться было некуда, готовили по очереди.
Тут стали проявляться хитросплетения судеб. У третьего и четвертого помощника капитана «кулинарно-гастрономический союз» распался по смешной причине. Когда я спросил у третьего помощника об истоках ссоры, он засмеялся. Банальная причина: третий помощник был родом из центра России, а у четвертого бабушка жила в Одессе. Накануне после ужина они всю ночь делили Черноморский флот, (а тогда этот вопрос стоял очень остро). Вот вам и причинно-следственная связь, вопрос политический, а имел такие последствия на бытовом уровне!

Встреча у подножия Акрополя.

Экипажу стали платить командировочные в греческих драхмах, получалось очень даже неплохо. По субботам и воскресеньям нам можно было без проблем махнуть в увольнение в Афины на заводском автобусе. Расстояние по известной нам с античности дороге было километров двадцать stuck_out_tongue_winking_eye .
И вот в один из ближайших после Нового года выходных я и Сергей из машинной команды решили съездить в Афины. Сергею нужно было купить небольшую кастрюлю. Он по-молодости не догадался захватить ее из дому. Доехали мы почти до центра Афин. На горе возвышался красавец Акрополь, а внизу шумел базар. Ну, все, как и в Древней Греции.
Смотреть на Акрополь без волнения нельзя. Одно дело, когда смотришь на изображение афинского Акрополя на обложке учебника «История древнего мира», и другое, когда ты стоишь у его подножия, высоко задрав голову, созерцая этот шедевр древней архитектуры.
Бывалые моряки посоветовали нам пойти в ряды, где торговали наши бывшие соотечественники – этнические греки из среднеазиатских республик, Грузии и других мест СССР. Там можно было достать все - вывезли весь дефицит из Советского Союза! Вот уж поистине, правда, что «в Греции все есть»!
Тогда многие наши соотечественники двинулись на свою историческую родину: греки в Грецию, немцы из Поволжья и Оренбургской области - в ФРГ, а евреи кто куда, в основном на землю обетованную и в США.
Мы неспешно стали бродить по рядам у подножья Акрополя, выискивая пресловутую кастрюлю, как вдруг мое внимание привлекла одна торговка, стоявшая в следующем от нас ряду. Лицо ее мне показалось знакомым. Присмотревшись внимательнее, я узнал ее. Это была библиотекарша из читального зала высшей мореходки. А запомнил я ее хорошо потому, что однажды у меня с ней было небольшое недоразумение.
Года два назад до этой встречи я писал дипломную работу, тема была связана со спутниковым телевидением. Необходимой литературы на абонементе тогда не оказалось, а нашел я необходимый материал в читальном зале. Попросил выдать мне литературу домой, на что моя гречанка ответила категорическим отказом, ссылаясь на то, что экземпляр этот единственный. Не помогли никакие залоги. Формально, если разобраться, то конечно она была права, видимо, поэтому я ее и запомнил.
Кастрюлю мы купили у наших же советских греков, где-то в конце торгового ряда. Дальше начиналась улица, сплошь увешанная коврами, которыми торговали цыгане. Это был их район, и мы решили туда не соваться, чтобы не искать приключений.
Затем мы вернулись к моей знакомой, поздоровались. Спросил ее, а помнит ли она меня - студента НВИМУ? Она улыбнулась и сказала, что смутно припоминает, ведь за день курсантов и студентов проходило через читальный зал великое множество!
Я поинтересовался, а каким ветром ее занесло сюда. Как она рассказала, добралась она с двумя дочками в Грецию пассажирами на танкере «Капитан Станков», который вышел из Новороссийска на ремонт в Грецию полтора месяца назад. На него же был погружен и контейнер с их вещами. Спросила меня о делах в Союзе? (по старой памяти)! Я ответил, что все подорожало в десятки и сотни раз, вареная колбаса стоит более двухсот рублей, как и бутылка водки, ценники в магазинах не успевают менять!
Она как-то сразу погрустнела и сказала фразу, которую помню до сих пор:
- Уж лучше бы я осталась там, в Советском Союзе, переживала бы все эти лишения с вами! Вот продам остатки того, что привезла, а на что жить дальше, не знаю!
Я невольно взглянул на товар, разложенный на земле. Стопкой лежали махровые полотенца, постельное белье, покрывала, посуда и другой ширпотреб. Да, подумал я, не густо. Мне ее стало жаль, на ум пришли слова из песни «видно нету больше горя, чем чужая сторона!»
Мы попрощались с нашей соотечественницей, пожелав ей здоровья и благополучия, скорейшего обустройства на новом месте, по быстрее миновать тяжелые испытания.

Монтаж пришлось форсировать!

С радарами пришлось немного поволноваться. Фирма-поставщик известила нас, что трейлер, который вез нам новое оборудование, попал в аварию и перевернулся где-то в Европе из-за неблагоприятных погодных условий

Времени до выхода из ремонта оставалось уже мало, поэтому сразу же после доставки нового оборудования началась его установка.
Монтаж прошел в ускоренном темпе. Работали ударно, с утра до позднего вечера. Пришлось и попотеть, и померзнуть (в январе в Греции бывает холодно и выпадает снег). Я занимался установкой волноводов, прокладкой кабельных трасс, боцман с палубной командой помогли поднять на самый верх мачты редуктор и щелевую антенну 10-ти сантиметрового диапазона, а размер у нее был внушительный - аж 4 метра!
Монтаж станции закончили, обе заработали сразу после первого включения. Работа была произведена на высшем уровне. Правда, не обошлось без казусов – когда включили радар-десятку, то антенна стала вращаться в обратную сторону - против часовой стрелки! Ну, это были мелочи, пришлось поменять местами клеммы на самом двигателе редуктора - все стало на свои места.
Я заметил, что заводской прораб, который руководил ремонтом на нашем судне, внимательно наблюдал за нашей работой, а потом после успешного запуска станций в эксплуатацию, подошел к Владимиру и сказал: «наш завод не занимается монтажом радаров, но я смотрю, у тебя это хорошо получается. Оставайся у нас работать, будешь вести установку радаров на ремонтирующихся судах».
Забегая вперед, скажу, что Владимир после окончания монтажа на нашем судне, по указанию из пароходства перешел на однотипный нам «Капитан Путилин», который пришел на ремонт незадолго до нашего выхода в рейс. Там также надо было установить новые радары.

Экскурсия

В конце ремонта заводское начальство решило устроить для членов экипажа нашего судна и теплохода «Капитан Журавлев», стоявшего тоже в ремонте на соседнем причале, экскурсию по окрестностям Афин.
В воскресенье, сразу после завтрака, мы заняли места в комфортабельном автобусе и поехали кататься по Греции. Нашим экскурсоводом был грек, видимо из наших соотечественников, так как, хорошо говорил по-русски. Особенно запомнилось посещение театра «Эпидавр», вырубленного прямо в скале в IV веке до н. э.


Рассчитан он был на 13-14 тысяч зрителей. Древние греки считали, что лечить больных могут не только лекарства, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис, то есть очищение. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
Прекрасно сохранившийся театр поражает не только инженерным гением древних мастеров, но и изяществом его архитектурного решения. Когда мы расселись по рядам амфитеатра, экскурсовод, встав в центре сцены, стал рассказывать нам про этот театр. Слышимость была прекрасной, как будто он говорил в микрофон. Но стоило ему отойти на несколько шагов от специального помоста, где он стоял, слышимость сразу падала, и разобрать, что он говорит, было трудно.


Посетили и Коринфский канал, вырубленный в скалах, постояли на мосту, полюбовались этим чудом света. Обедать заехали в придорожный ресторан, затем пошли в апельсиновый сад, деревья были усыпаны крупными спелыми плодами. И все это в конце января, зрелище непередаваемое! Боцман умудрился нарвать черных олив, потом замариновал их на судне. Хорошая была закуска под «Метаксу».

Эпилог

В начале 2001 года я сдавал очередную аттестацию в службе связи. Предстояли зачеты и экзамены. Остановился я на постой недалеко от училища, оно уже к тому времени стало называться Новороссийской Государственной Морской Академией имени Ф.Ф. Ушакова. Дай, думаю, зайду по старой памяти в библиотеку, попрошу девчат дать необходимую мне литературу, чтобы лучше подготовиться.
Библиотека находилась на старом месте, две сотрудницы были мне знакомы. Взяв все, что было необходимо, я решил спросить их, а помнят ли они свою коллегу из читального зала, гречанку, уехавшую в Грецию в поисках лучшей доли? Они ответили утвердительно, и я поведал им историю моей встречи с ней в Афинах.
Слушали они меня внимательно и с интересом. Наверное, только наши женщины могут так откликаться на чужую беду, сопереживать и сочувствовать. На прощанье они мне сказали, что, к сожалению после отъезда их коллеги в Грецию о ее дальнейшей судьбе им ничего не известно.
Хотелось бы надеяться, что новая родина приняла их, и жизнь у них наладилась!

PS через много лет

Хочу вернуться к судну "Капитан Спивак", на котором я служил в 1991-92 и в 1994 годах. История его удивительна. В начале 80-х годов на испанской верфи Astilleros Espanoles SA (AESA),Puerto Real (Cadiz) были заложены 6 однотипных балктанкеров по 76 500 т каждый. С большими проблемами по срокам сдачи серия была спущена на воду с испанскими именами. Но уже в 1989-1992 гг все 6 судов были проданы советско-российскому "Совкомфлоту" и управлялись Новороссийским морским пароходством (ОАО «Новошип»). Третьим в серии был танкер с ласковым женским именем «Мaureen» («Морин»), IMO 8023280. Покупка судов совпала с перестройкой. Тогда зарождалась традиция называть суда именами заслуженных капитанов и старших механиков пароходств! «Морин» была переименована в честь капитана Новороссийского морского пароходства Спивака Михаила Семеновича. На фото танкер еще в той - советской раскраске с золотыми серпом и молотом на трубе.
Капитан Спивак стоял у истоков создания Новороссийского морского пароходства. Он был начальником службы мореплавания пароходства. В 1983 году я был начрации на танкере «Луцк», и так оказалось, что мы стояли на причале в порту Генуя под выгрузкой рядом с танкером «Варшава», на котором в то время капитаном был Спивак М.С.
Мы пришли из Венесуэлы, а «Варшава» прибыла с грузом сырой нефти из Новороссийска. Ходил я в гости к начрации на «Варшаву», и там увидел живого Спивака!!! Экипаж в нем души не чаял. Называл эрудитом и умницей, очень доступным человеком. Этот капитан 15 лет до самой пенсии командовал «Варшавой». Коренной одессит. Он перешел в 1964 году в Управление нефтеналивного флота в Новороссийске, на базе которого в 1967 году образовалось само Новороссийское морское пароходство!
Я отработал два контракта на «Капитане Спиваке». Корпус его был черным. В конце девяностых Капитан Спивак стал ходить под либерийским флагом, но все с тем же черным корпусом и и название его писалось уже в латинской транскрипции. На фото 1999 года танкер стоит в реке Святого Лаврентия.




На фото 25 февраля 2002 года корпус Спивака уже красный, как морковка. На главной мачте вверху видна та антенна от радара "Kelvin Hughes" которую мы ставили на ремонте в Греции.







Печально то, что в октябре 2003 года танкер был продан Греции и стал «Олимпией» («Olympia»). На фото он (она) изображена в Антверпене на границе весны и лета 2004 года. Корпус снова черный. А труба в цветах национального флага…







Еще через 11 лет (в августе 2005) Олимпия была продана в Китай. У судна появилось новое имя - «Hebei Victory». Тут уж совсем революционное название судна в честь Хэбейской победы 1947 года над войсками Гоминьдана. Одна из последних фотографий танкера относится к 2007 году. Фото полное трагизма. Судно штормует. По крайней мере так выглядел исходный снимок. Ну, скажем, умеренное волнение.
Танкер до сих пор упоминается в списках AIS (глобальной системы идентификации судов), как списанный или пропавший без вести. Последнее – трагично и романтично. Последний раз Победа засветилась в AIS 13 октября 2009 года… Она была продана в Бангладеш на иголки. По 335 долларов США за тонну.

Как происходит "продажа на иголки" читайте в сказе "Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода"


Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:

*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Курс на запад
*Панамский канал - как он есть...
*Aqua vita - Pepsi-Cola
*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"
*Долгая дорога домой
*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)
*Путевка в жизнь
*Операция «Шестерня»
*ЧП в Юго-Восточной Атлантике
*Анжелика
*День Нептуна капитана Врунгеля
*День Нептуна
*Что в имени тебе моем?
*Как корабль назовешь, так он и поплывет
*Люботинские рейсы
*Перестой в Новороссийске
*Всем судам Министерства морского флота СССР…
*Лебединая песня «Люботина»
*Последний рейс танкера «Люботин»
*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода
*Юбилей Старого моряка
*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)


К главной странице Морских сказов


 

22 февраля 2012
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Комментарий от 24 февраля 2012 21:35
#1
 
Leks502





icq: {icq}

  
Спасибо,Анатолий! Прочел с большим интересом!Да,жизнь каждого человека индивидуальна,хотя и проходит где-то рядом!Невозможно прожить все жизни,но прикоснуться к жизни другого-очень интересно!!!
зарегистрирован: 15.10.2009    

Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта