Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Ноябрь 2018 (1)
Июнь 2018 (15)
Апрель 2018 (1)
Январь 2018 (2)
Июль 2017 (1)
Май 2017 (2)







Операция «Шестерня»   
 
Рассказ Анатолий Захарченко – Начальника судовой радиостанции

И мне есть, что рассказать о боцмане Пал Палыче Вальдмане. Впервые встретился я с этим неординарным человеком в мае 1979 года на борту танкера «Луцк», куда я был направлен радиооператором. Судно стояло на перестое (ремонте) в доке Новороссийского судоремонтного завода. Спуск на воду намечался в ближайшее время.
Приказ о моем назначении надо было вручить старпому. Старпом с боцманом находились на баке и были заняты проверкой хода ремонта якорного устройства. Боцман показался мне мужиком весьма и весьма брутальным. Сразу подумалось, что у такого «дракона» не забалуешь! Старпом, между прочим, сказал, что у боцмана стаж на флоте составляет 33 года, и в шутку заметил, что его пора выставлять в музее!
«Вот это стаж», - подумал я. А у меня на тот момент он составлял всего три года на флоте!
Проработал я на «Луцке» пять лет. Хотя мы с Пал Палычем относились к разным службам на судне, да и, как говорится, «выступали» в разных весовых категориях, но я не мог не заметить его главное хорошее качество: умение выслушать собеседника, а не отмахиваться и делать вид, что мол, я по горло занят, а тут ты еще лезешь со своими просьбами.
Чувство юмора ему было не чуждо, а как же без него в длительном рейсе! У моряков в экипаже, как и у космонавтов на орбите должна быть психологическая совместимость, рейсы то по полгода, как и у космонавтов сейчас полеты свыше 180 суток! Как-то я оказался свидетелем разговора нашего боцмана со старпомом. Тот дает боцману какие-то указания, касающиеся предстоящих работ на палубе, а Пал Палыч механически отвечает «Яволь», и так несколько раз. Старпом вопросительно посмотрел на боцмана и с хитрецой спросил:
- Пал Палыч, а Вы где служили?
Боцман ответил, что он из прибалтийских немцев и это нечаянно вырвалось!
Знал Пал Палыч и испанский язык. Ну, как знал…? «Луцк» часто ходил на Кубу. Пал Палыч свободно общался с кубинцами во время швартовки на их языке. Кубинцам это нравилось. Когда после швартовки они приходили что-нибудь «выцыганить» у боцмана, то обращались к нему по-своему, называя его Пабло (Pablo).
На «Луцке» получил я рекомендацию на повышение в должности. Уже после сдачи экзаменов на начальника радиостанции случилась на танкере проблема с редуктором параболической антенны радара - на ведомой шестерне разбило зубья.
В навкамере (навигационной камере) мне торжественно вручили новую шестерню, весом килограммов десять, и посоветовали, чтобы капитан судна запросил начальника пароходства направить в рейс инженера навкамеры для проведения ремонта. Суть совета в том, что это работы заводского характера, нужен кран, вывод судна из эксплуатации, наличие профильных ремонтных специалистов и тому подобное. Одним словом – гемморой. Чтобы подсластить пилюлю, мне присоветовали визированного радиоспециалиста, готового выйти в рейс.
«Луцк» шел грузиться сырой нефтью для Кубы в латвийский Вентспилс - самый глубоководный незамерзающий порт на балтийском побережье. Значит, лететь предстояло в Ригу.
На дворе стоял февраль 1983 года, а в Вентспилсе морозы минус 20. Какие там краны и ремонты?! Руки примерзают к металлу на морозе! Тем более, в Вентспилсе после завершения погрузки судно выгоняют из нефтегавани на рейд. Стоять у причала, где имеется подъемный кран, мешать погрузке других судов не дадут, иначе остановится нефтепровод «Дружба». Ремонт придется делать в теплых краях, а значит, следует добиваться отправки специалиста в рейс.
Я зашел на радиоцентр, написал радиограмму на имя капитана, изложив план предстоящих действий, необходимых для направления радиоспециалиста в рейс и улетел на Ригу, прихватив на довесок ту шестерню ведомую, вдобавок еще и косозубую. Билет на самолет до Риги, как сейчас помню, стоил в те благословенные «застойные годы» всего 42 рубля! Улетал, не будучи уверенным, что радиоинженер выйдет с нами в рейс, но маленькая надежда была.
Однако, через два дня после моего приезда в Вентспилс прибыл Виталий - специалист из навкамеры. Я, конечно же, обрадовался, когда он распахнул дверь номера в гостинице моряков, где я проживал. Молодец, все-таки успел. Хорошо, что «Луцк» еще не поставили к причалу, значит, антенну победим!
Виталий рассказал, что начальник пароходства, подписывая приказ о его направлении на судно, улыбнулся и спросил:
- Так это вас направляют на «Луцк» в качестве подъемного крана?
Оказалось, что в радиограмме с «Луцка» приводились обоснования для направления специалиста в рейс. А в конце неосмотрительно было сказано, что если специалист выйдет в рейс, то надобность в кране отпадает!
Виталий с выходом в рейс произвел полную профилактику радарам «Океан» и старенькому «Дон». А уже когда потеплело в районе Азорских островов, поднялись мы на самый верх мачты, где располагались редуктор и параболическая антенна. Её ещё называют «лопата».
На антенной площадке мы обнаружили, что в корпусе редуктора, вдобавок ко всему, еще и одна лапа лопнула. Корпус редуктора силуминовый (сплав алюминия с кремнием), а значит, нужна аргоновая сварка, а ее на судне нет! Вечный вопрос «кто виноват, и что делать?»
Мы решили начать демонтаж, а там как-то придумаем - как лапу приварить.
Вот тут-то и пригодилась недюжинная сила Пал Палыча, его организаторские способности и большой опыт. По сути, Пал Палыч и стал тем «подъемным краном», о котором все время шла речь! Без помощи боцмана и старшего матроса нам с Виталием было бы тяжело.
В Сантьяго де Куба капитан договорился с агентом насчет аргоновой сварки. На нефтеперерабатывающем заводе, куда мы выкачивали нефть, был сварочный аппарат. Как же нам повезло!
Не прошло и двух часов после того как у нас забрали в ремонт корпус редуктора, звонит вахтенный:
- Иди, забирай свою железяку, уже принесли готовую!
Собрали редуктор быстро, опять же с помощью Пал Палыча и его приспособлений антенное устройство водрузили на штатное место.
Вот этим, собственно, и завершилась операция с шестерней.
* * *
Как-то в отделе кадров, списавшись уже с другого судна, встретил ребят, с которыми работал на танкере «Луцк». Они то и рассказали мне грустную историю, что Пал Палыч ушел, а вернее его «ушли», закрыли визу.
А причиной всему случившемуся послужило то обстоятельство, что на одном из судов пароходства произошел невероятный случай. За границей, в Италии, сбежал помполит! Потом после разбирательств оказалось, что он был дважды женат! Стали выявлять, а кто еще так «нагрешил»?
Пал Палыч состоял в третьем браке! Это сочли «криминалом» и поводом для увольнения. Так достаточно житейская история круто изменила судьбу человеку, отдавшему флоту лучшую часть жизни!
По некоторым сведениям он устроился боцманом на плавучий док в Ильичевском судоремонтном заводе.


Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:


*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Курс на запад

*Панамский канал - как он есть...

*Aqua vita - Pepsi-Cola

*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"

*Долгая дорога домой

*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)

*Путевка в жизнь

*Операция «Шестерня»

*ЧП в Юго-Восточной Атлантике

*Анжелика

*День Нептуна капитана Врунгеля

*День Нептуна

*Что в имени тебе моем?

*Как корабль назовешь, так он и поплывет

*Люботинские рейсы

*Перестой в Новороссийске

*Всем судам Министерства морского флота СССР…

*Лебединая песня «Люботина»

*Последний рейс танкера «Люботин»

*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода

*Юбилей Старого моряка

*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)



К главной странице Морских сказов


 

28 мая 2012
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Комментарий от 9 июня 2012 22:55
#1
 
AZ30031950





icq: {icq}

  

Дорогой Marfaam, просмотры есть, а вот для комментария надо зарегистрироваться, мало кто желает. Спасибо, удачи.

зарегистрирован: 20.04.2011    

Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта