В конце марта 1988 года после отпуска, в отделе кадров мне вручили направление на танкер «Митрофан Седин» на должность начальника радиостанции – радионавигатора. Я принял дела.
После окончания погрузки снялись из Туапсе с грузом 28000 тонн бензина на Исландию. Порт выгрузки номинировали Рейкьявик. Благополучно прошли черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы, а на подходе к проливу Гибралтар капитан запросил маршрут нашего дальнейшего следования у научно-исследовательского судна погоды (НИСП) «Муссон», которое находилось в Северной Атлантике в районе Азорских островов. В те далекие теперь времена на постоянной основе в Атлантике дежурили эти суда погоды, обслуживая суда Министерства морского флота, давая рекомендации по выбору оптимальных маршрутов следования, передавая на суда метеопрогнозы и факсимильные карты погоды.
Должен заметить, что погода в это время (смена сезонов) в Северной Атлантике бывает очень суровой. Так оно и вышло. «Муссон» порекомендовал нам идти на Исландию не кратчайшим путем, а пройти проливом Святого Георга межу Ирландией и Великобританией, а дальше уже прямиком на Рейкьявик, мотивируя такое указание тем, что между Исландией и Ирландией образовался мощный циклон. Танкеры типа «Сплит» югославской постройки, каким был и наш «Митрофан Седин», если сказать честно, не отличались хорошими мореходными качествами, у них была сильная бортовая качка.
Мы легли на рекомендованный курс. Находясь уже в проливе, под прикрытием острова Ирландия, получили указание стать на якорь на рейде Белфаста и переждать прохождение циклона. Подошли мы на рейд Белфаста, стали на якорь, дали информацию всем заинтересованным, в том числе и судовому агенту, и стали ждать дальнейших указаний.
На следующий день в воскресенье после обеда наблюдаем такую картину: к нашему правому борту подходит английский сторожевой корабль, с него высаживается досмотровая группа, два автоматчика присели возле трапа, один направил автомат в сторону ходового мостика, т.е. на нас, а второй нацелил свой автомат в противоположную сторону - в район полубака! Офицер в сопровождении группы автоматчиком направились в надстройку в каюту капитана, а я быстренько забежал в радиорубку, включил КВ. передатчик, связался по радиотелефону с радиоцентром пароходства, предупредив телефонистку, чтобы она следила за нами на этой частоте, так как может последовать важная информация от нас!
Закрыв радиорубку на ключ, я пошел на мостик узнать, что к чему. Солдаты производили досмотр, заглядывая во все помещения. Проходя мимо трансляционной, где находилась наша командно-вещательная установка «Березка» я заметил солдата, который старательно списывал частоты с длинного бюллетеня, который висел на переборке. Это было расписание частот советских широковещательных радиостанций на летний период, который нам досылался из Москвы. Ну, думаю, давай пиши, старайся! А тогда много наших станций вещало на коротких волнах для моряков, рыбаков (радиостанция «Атлантика», «Тихий океан»), для наших соотечественников за рубежом (радиостанция «Родина»), «Маяк» и другие. Там же в помещении трансляционной, на столе стоял магнитофон «Звук», на котором помполит «крутил» музыку, когда было плохое прохождение по радио.
Причиной досмотра нашего судна, явилось то, что агент забыл сообщить береговой охране о нашем прибытии, был уик-энд, а это у них святое! В те годы в Северной Ирландии было неспокойно, местные ультра «давали жару» англичанам! И нас военные приняли за каких-то пиратов, что может, мы доставили оружие для сепаратистов! После ознакомления с судовыми документами, коносаментами на груз недоразумение было разрешено, английский офицер даже сказал, что если есть претензии к ним, то капитан судна может подать протест. Один из солдат, увидев на главной мачте развевающийся советский флаг, попросил меня подарить ему флаг СССР, на что я ему посоветовал обратиться к третьему помощнику, который заведовал флагами.
По воскресеньям второй повар на чай (своего рода полдник в 15.30 по - судовому времени) всегда делал выпечку – булочки или пирожки. Так вот после досмотра камбуза солдаты переполовинили количество пирожков, так они им понравились! Но это еще не все, главный прикол был впереди! После того как военные убрались восвояси, ко мне в радиорубку заходит помполит с озабоченным видом и заявляет, что пропала бобина, стоявшая в магнитофоне с песнями Марии Пахоменко! Пленки с песнями он получал в культбазе вместе с фильмами на рейс, и как, мол, теперь быть с недостачей! Я его успокоил, сказав, что спишем по акту мы эту пленку!
А теперь, представьте такую картину: военные ставят сворованную пленку на воспроизведение. Они надеются услышать какой-то радиоперехват (они может это подумали!), а тут прекрасный голос Марии Пахоменко выводит «стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки свои теребят…» или морскую песню «Матросские ночи» … «синие очи, далеких подруг, ой вы ночи, матросские ночи, только море да ветер вокруг!» Представляете, как у них вытянулись лица, такой ляп! После выгрузки в Рейкьявике мы пошли прямиком на Гибралтар. Покачало нас крепко, летало в каюте все что могло, я уже и не собирал, все нашло свое место, спать перешел на диван, потому что на кровати тебя таскает туда-сюда, а на диванчике хорошо – «голова-ноги»!
Вот тебе и Белфаст и Мария Пахоменко!
Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:
*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Курс на запад
*Панамский канал - как он есть...
*Aqua vita - Pepsi-Cola
*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"
*Долгая дорога домой
*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)
*Путевка в жизнь
*Операция «Шестерня»
*ЧП в Юго-Восточной Атлантике
*Анжелика
*День Нептуна капитана Врунгеля
*День Нептуна
*Что в имени тебе моем?
*Как корабль назовешь, так он и поплывет
*Люботинские рейсы
*Перестой в Новороссийске
*Всем судам Министерства морского флота СССР…
*Лебединая песня «Люботина»
*Последний рейс танкера «Люботин»
*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода
*Юбилей Старого моряка
*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)
К главной странице Морских сказов