Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

» » » Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)
Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Февраль 2023 (1)
Февраль 2022 (2)
Декабрь 2021 (1)







Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)   
 
Думаю, что немногие слышали, а тем более видели красивейшее оптическое явление, возникающее при закате солнца и связанное с распространением света в земной атмосфере, - появление зеленого луча. В результате преломления света в земной атмосфере последний видимый фрагмент Солнца, погружаясь ниже горизонта, кажется «вырвавшимся на свободу» и перед исчезновением наблюдается в виде мгновенной зеленой вспышки яркого изумрудного цвета. Для наблюдения зеленого луча необходимы три условия: открытый горизонт на море в отсутствие волнения, чистый воздух и свободная от облаков сторона горизонта, где происходит заход или восход Солнца. В большинстве случаев зеленый луч удается увидеть лишь на мгновение над водной гладью моря или океана и только иногда - в горах. Обычная продолжительность зеленого луча всего несколько секунд. Можно значительно увеличить время его наблюдения, если при его появлении быстро переходить с одной палубы судна на другую с такой скоростью, чтобы сохранить положение глаза относительно зеленого луча.

Наиболее часто зеленый луч наблюдали моряки во время длительных плаваний и считали, что его появление - хорошая примета, знак удачного завершения путешествия. Люди верили, что тот, кому повезло увидеть зеленый луч, обретет свое счастье. Существует легенда, которую пересказал Жюль Верн в романе «Зеленый луч». Согласно ей «тот, кому хотя бы однажды посчастливится увидеть зеленый луч, станет обладателем неоценимого сокровища, имя которому – «сердечная прозорливость». И тогда человеку будут не страшны никакие заблуждения и иллюзии, ибо он сможет без труда читать в собственном сердце и в сердцах других людей». Яркие сине-зеленые цвета вспышки на краю Солнца оставляют неизгладимые впечатления в воспоминания на всю жизнь. Они вдохновили поэта Николая Заболоцкого, наблюдавшего зеленый луч на Балтийском море, на написание стихотворения, строфа из которого взята в качестве эпиграфа к данному рассказу. Уже и не вспомню, кто из старых моряков рассказал мне про зеленый луч, было это давно. Говорят, что надо загадывать желание, и оно обязательно сбудется. А еще есть примета у моряков, если солнце село за горизонт чисто, да еще и зеленый луч был, то назавтра будет отличная погода!

Ну вот, кажется, все необходимые пояснения даны, теперь можно перейти к самому повествованию, где расскажу, как с моей подачи один почтенный английский джентльмен наблюдал зеленый луч, находясь в рейсе на нашем судне.

В конце марта 1998 года грузились мы кукурузным маслом наливом у причала Santa Rose на реке Миссисипи. Это немного выше Нового Орлеана вверх по течению. Порт выгрузки намечался в Доминиканской Республике. После полудня я прогуливался на кормовой палубе, когда меня разыскал вахтенный матрос и сообщил, что мне надо подойти к парадному трапу, там прибыл какой-то англичанин. Я быстро направился туда.

Оказалось, что из Англии прибыл специалист для установки на судне стойки ГМССБ (аппаратура Глобальной Морской Системы Спасения при Бедствии). Мы познакомились, звали его Стив. Организовали подъем на борт больших чемоданов с инструментами, а само радиооборудование было получено ранее и находилось на борту.

Утром следующего дня после завтрака работа закипела, необходимо было вскрыть подволоки, освободить место под саму стойку, проложить кабельные трассы, выполнить сварочные работы на верхней палубе и много другое. В помощь нам со Стивом дали двоих человек – сварщика и монтажника из Новороссийской базы технического обслуживания флота.

Погрузка масла закончилась, и мы снялись в рейс. Работа по монтажу радиооборудования спорилась, уже установили саму консоль, антенны, сварили подставку на верхнем мостике для аккумуляторов. Вечером второго дня, я и Стив продолжали «подбирать хвосты», а ребята, помогавшие нам, ушли в каюту. Солнце клонилось к закату, погода была великолепной, видимость прекрасная. Я предложил Стиву сделать небольшой перерыв, и мы, заварив чай, с кружками вышли на левое крыло мостика.

Само собой завязалась беседа за жизнь. Стив рассказал, как в далекие 60-е годы был радистом на пассажирском лайнере «Queen Elizabeth I» - «Королева Елизавета I». В 1960 году на их судне югославская делегация во главе с Маршалом Тито направлялась в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда же и наш Председатель правительства Н.С. Хрущев тоже совершил бросок через Атлантику на сессию ООН на теплоходе «Балтика», наверное, пошла такая мода! « Королева Елизавета I» была спущена на воду задолго до Второй мировой войны, совершала трансатлантические рейсы, в годы войны была в составе ВМС Великобритании, а потом снова стала на линию Европа – Восточное побережье США. 9 января 1972 года на лайнере случился большой пожар, в результате которого он опрокинулся и затонул в бухте Виктории в Гонконге. Так закончилась жизнь легендарного судна.

Стив показывал мне кусок краски с дымовой трубы этого парохода толщиной чуть больше сантиметра. Это же, сколько слоев краски надо было положить, чтобы получить такую толщину этой самой краски! Под грузом мыслей о гибели лайнера Стив рассказывал нам, собравшимся на мостике, о своих впечатлениях от просмотра им фильма «ТИТАНИК». Тогда об этом только говорилось и писалось. Премьера этого фильма состоялась в Лондоне в конце 1997 года. Мы к тому времени находились уже в рейсе, и естественно, нам было все это очень интересно. Многие только слышали прекрасную песню из этого фильма,- «My Heart Will Go On», (Мое сердце никогда не перестанет биться) в исполнении Селин Дион.

Увидев, что солнце вот-вот сядет, я спросил Стива, а видел ли он за свою долгую морскую практику зеленый луч? Он сказал, что не доводилось. Я вкратце пояснил ему, что к чему и мы стали наблюдать появление зеленого луча.

После того, как солнце скрылось за горизонтом в пучине океана, я
спросил Стива: «Ну, видел ли ты зеленый луч?» Он отрицательно покачал
головой и сказал – Nothing! (Ничего!). Я его приободрил, сказав, что
ничего страшного, еще попробуешь, только не забудь обязательно при этом
загадать желание! А луч был, ведь я то, его сейчас видел!
Вот ведь как бывает: опытный моряк, отдавший столько лет морю, а о существовании такого чудного явления, как зеленый луч, узнал, считай перед пенсией. Стиву было 63 года, и до пенсии оставалось еще два года. В Великобритании мужчины идут на пенсию в 65 лет и при этом должны иметь 44 года стажа!

Длительный стаж налагает отпечаток на характер его обладателя. Вспоминается забавный случай, когда Александр, монтажник, помогавший нам в установке радиооборудования, подошел к Стиву и так, запросто, спросил у него на русском языке: «Стив, а куда тянуть этот кабель?» Стив, мне кажется, понял суть вопроса, но его видимо задело то, что к нему обращаются не на его родном английском языке, который, кстати, является международным языком общения всех моряков мира. Стив отреагировал довольно своеобразно. Он, обращаясь к Александру сказал: - Alexander, this cable, и тут резким движением руки сверху вниз Стив показал вопрошавшему куда надо тянуть этот кабель, при этом он еще и присвистнул! Наш Саня все понял... Я по этому поводу заметил Стиву, что, мол, давай учи русский язык, видишь, молодежь (new generation) не очень соблюдает этикет!

Кстати об английском. Я был занят своими делами в радиорубке, из динамика радиоприемника, настроенного на частоту «Радио России» слышалась родная русская речь, интересно было узнать новости с Родины. Судно было иностранной постройки, и трансляции широковещательных передач по каютам экипажа не было предусмотрено. Возможны были только циркулярные передачи и объявления. Зашел Стив, и мы что-то стали обсуждать. К тому моменту передачи «Радио России» закончились, и на этой частоте на коротких волнах заработала станция «Голос России», вещавшая на английском языке для иностранных слушателей. Я предложил Стиву послушать русских дикторов и дать оценку их английскому. Он с минуту внимательно прислушивался, а затем неожиданно для меня сказал, что они говорят с легким акцентом! Вот это да! А он что хотел, чтобы они говорили как дикторы Би-Би-Си? Жаль, что он не мог оценить акцент дикторов Би-Би-Си, вещавших в свое время на Союз на русском языке!

Мы пришли в порт назначения, началась выгрузка масла, работы по установке стойки ГМССБ закончились. Стив начал тестовые испытания и предъявлять мне аппаратуру в работе. Как это часто бывает, не все сразу заработало, пришлось покопаться, пока мелкие неисправности были найдены и устранены.

Перед закатом Стив в очередной раз исчез. Ко мне подошел старпом, который был на вахте и, улыбаясь, сказал, что британец стоит на крыле и ожидает зеленый луч! Посмотрев в иллюминатор, я увидел его, жадно вглядывавшегося в горизонт...

Посмотрев в иллюминатор, я увидел его, жадно вглядывавшегося в горизонт.. Мне показалось тогда, что Стив страстно хотел увидеть зеленый луч. В разговоре он упомянул, что незадолго до своего отъезда в командировку к нам на судно, его дочери сделали сложную операцию на позвоночнике. В рейсе он несколько раз звонил домой через спутник, интересовался состоянием дочери. Думаю, он страстно хотел загадать желание. Желание скорейшего выздоровления своей дочери, чтобы все у нее было хорошо, желание счастливого перелета в Англию и скорой встречи с родными.

Минуты через три с крыла мостика пришел улыбающийся Стив и заявил нам, что он все-таки увидел зеленый луч! Мы со старпомом поздравили его.

Было уже за полночь, Стив сказал, чтобы я шел отдыхать, а он еще подумает над схемами. Рано утром за ним должен был заехать агент и отвезти в аэропорт.

Утром после завтрака я поднялся на мостик, на стойке возле принтеров лежало письмо, написанное мне Стивом. В нем он сообщал, что неисправность нашел, все работает. Благодарил экипаж за радушный прием и гостеприимность экипажа (very hospitable crew), меня за то, что был переводчиком и помощником, а в конце письма написал, что будет рад встрече со мной, если конечно представится такой случай. Вот такая невыдуманная морская история получилась.
================================
PS: А зеленый луч люблю наблюдать и сейчас, работая уже на берегу, и приобщил к этому многих своих коллег на работе.



Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:


*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Курс на запад

*Панамский канал - как он есть...

*Aqua vita - Pepsi-Cola

*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"

*Долгая дорога домой

*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)

*Путевка в жизнь

*Операция «Шестерня»

*ЧП в Юго-Восточной Атлантике

*Анжелика

*День Нептуна капитана Врунгеля

*День Нептуна

*Что в имени тебе моем?

*Как корабль назовешь, так он и поплывет

*Люботинские рейсы

*Перестой в Новороссийске

*Всем судам Министерства морского флота СССР…

*Лебединая песня «Люботина»

*Последний рейс танкера «Люботин»

*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода

*Юбилей Старого моряка

*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)



К главной странице Морских сказов


 

20 декабря 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Комментарий от 24 декабря 2011 15:33
#1
 
VPShchadko





icq: {icq}

  
Очень интересный рассказ. С огромным удовольствием прочитал. Буду стараться увидеть этот луч!!!
зарегистрирован: --    

Информация
   
 

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта