|
Думаю, что сто лет назад создатели канала не могли себе даже представить, какой грандиозный поток танкеров и контейнеровозов, военных кораблей, парусных яхт и круизных лайнеров пойдет через их детище. Теперь я вполне согласен с теми, кто называет этот инженерный шедевр восьмым чудом света. Морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско он сокращает более чем в два раза – с 22,5 тысяч км до 9,5 тысяч километров.
За время работы на судах пароходства я проходил Панамским каналом 14 раз, но именно первый проход в 1979 году на танкере «ЛУЦК», кстати, японской постройки 1964 года, запомнился на всю жизнь. (Карта приведена на момент повествования - хозяева зоны Панамского канала - американцы) |
|
От огромных волнорезов в бухте Лимон (порт Кристобаль) суда отправляются к трем шлюзам, где их поднимают на высоту 26 метров над уровнем океана. На этом уровне находится искусственное озеро Гатун. За озером на канале длиной 150 метров стоят другие шлюзы – Педро Мигуэль и Мирафлорес. Там суда опускаются сначала на 9,5, а потом на 16,5 метров и заходят в тихоокеанский порт Бальбоа.
Кстати. Большинство из вас считают, что Панамский канал направлен с востока на запад. На самом деле, переход из Атлантики в Тихий океан - это путешествие с северо-запада на юго-восток!!! Т.е., практически, в противоположном направлении! |
|
Когда появились первые бетонные сооружения, мы увидели очертания камеры шлюза с распахнутыми 730-тонными створками герметичных ворот. Нас встретили специальные электровозы, называемые мулами, с них на судно подали стальные концы и закрепили на баке и корме. |
|
Задача локомотивов состоит в том, чтобы удерживать судно по центру шлюза, не давая ему повредить корпус о бетонную стенку шлюзовой камеры. Ворота шлюза закрываются, и начинается заполнение водой шлюзовой камеры. После подъема судна и выравнивания уровня воды в обеих шлюзовых камерах, носовые ворота шлюза открываются, и судно малым ходом начинает двигаться и входит в следующую шлюзовую камеру. |
|
Электровозы взбираются по рельсам на девятиметровую высоту на следующий шлюз за счет того, что посредине железнодорожного полотна имеется третья зубчатая рельса (рейка). |
|
Поднявшись до уровня озера, наше судно, еще несколько часов назад бороздившее Карибское море, вошло в воды канала. Его берега были покрыты непроходимыми тропическими джунглями, слышалось пение экзотических птиц, огромная влажность затрудняла дыхание. Дело в том, что в зоне канала после полудня ежедневно льет ливень. За счет этого идет пополнение запаса воды в канале, которая самотеком заполняет шлюзовые камеры. Воды с лихвой хватает и для работы гидроэлектростанции, построенной на канале. |
|
Полученная электроэнергия идет на нужды Панамского канала. В 1979 году опреснительная установка танкера "ЛУЦК" была маломощной, и лоцман рекомендовал набирать пресную воду из озера Гатун сразу же после выхода из третьего шлюза во все цистерны для технической воды. |
|
Танкер под управлением наших штурманов и лоцмана послушно повторял замысловатые изгибы фарватера. Лоцмана сплошь были американцами, панамцев не было. Передача канала под юрисдикцию Панамы согласно договору, длилась 20 лет, с 1979 по 1999 годы. Почти все лоцмана говорили по-русски, команды матросу-рулевому, стоявшему на руле, шли на русском языке. Интересно, когда на мостике угостили лоцмана чаем с мятой, он выпил и сказал: - Никогда не пил чай с ментолом! Очень вкусно! |
|
Последние напряженные минуты – и каскад шлюзов Мирафлорес позади. За шлюзованием со смотровых площадок наблюдали туристы. Для кого-то это работа, а для других, оказывается, – развлечение! Мы были заняты каждый выполнением своих обязанностей и не замечали туристов с биноклями. На деле мы смогли увидеть гораздо больше, чем они. |
|
Внезапно слева на горизонте показались десятки небоскребов столицы Панамы. Говорят, что самое большое здание там – не президентский дворец, и не здание парламента, а управление Панамского канала. Длина Панамского канала 81,6 км. Он в два раза короче Суэцкого канала.
Наш проход по нему занял 10 часов. А помнится всю жизнь. |