Рассказ о Пал Палыче хочу закончить воспоминаниями Михаила Александровича Мирошниченко, моего командира, начальника радиостанции, живущего сейчас на Украине, с которым мне довелось работать в 1979-1981гг на танкере “Луцк”, очень грамотного и толкового специалиста, обладающего хорошими морскими и человеческими качествами:
“Теперь, относительно Пал Палыча. Впервые я с ним встретился в 1973 году также на теплоходе "ЛУЦК". Могу о нем сказать только самое лучшее, настоящий Человек с большой буквы. Мы с ним были в очень хороших отношениях и тогда, когда я был практикантом, и впоследствии, когда был вторым радистом, и когда стал начальником радиостанции. Всегда вспоминаю о нем только с теплотой и дружескими чувствами.
Кстати, тогда в 1973 году в ночь с 25 на 26 июля Пал Палыч проявил себя, как настоящий герой. И я не преувеличиваю. Танкер “Луцк” шел вокруг Африки на Персидский залив под погрузку сырой нефти. Суэцкий канал в то время был закрыт из-за арабо-израильской войны 1967 года, и суда, следовавшие в азиатские порты, проходили мимо мыса Доброй Надежды, огибая Африку. Тогда, в Атлантике на 17 параллели южной широты наш моторист Ваня Соловьев ночью около 2 часов выпал за борт с кормы.
После обнаружения пропажи моториста объявили тревогу “Человек за бортом” и легли на обратный курс. Под утро мы нашли Ваню живого и невредимого, но мы привели за собой касатку! И пока мы делали циркуляцию и спускали шлюпку, эта тварь порвала нашего товарища. Когда шлюпка подошла к нему, он уже, к сожалению, был мертв. Пал Палыч, ни секунды не раздумывая, прыгнул за борт шлюпки, несмотря на то, что рядом кружила касатка, чтобы быстрее достать тело товарища и не дать этому монстру окончательно его изуродовать. Вот такой он наш Пал Палыч!!!
Я уверен, что об этом своем поступке он никому не рассказывал из-за своей скромности. Это не выдумка, это все происходило на моих глазах. Поэтому мне горько и больно, что с ним так поступили.
История с гибелью Вани Соловьева имела продолжение. О произошедшем инциденте с мотористом сообщили в пароходство. Сначала судно хотели завернуть на остров Святой Елены, но пока береговое начальство решало, «Луцк» уже был на большом расстоянии от него, и кроме Кейптауна на пути ничего приличного не было. Судно зашло туда, чтобы заказать гроб и провести судмедэкспертизу, что это не уголовное преступление, а несчастный случай.
Танкер поставили под причал, но конечно на берег никого не выпускали. В то время между ЮАР и Советским Союзом не было дипломатических отношений, консульские отношения был разорваны в 1956 году из-за политики апартеида, проводимого белым меньшинством против чернокожего большинства населения страны. Безусловно, отсутствие дипотношений очень осложняло выполнение всех необходимых в нашем случае формальностей. А уже в Персидском заливе гроб с телом погибшего моториста передали на один из танкеров пароходства типа "Сплит", название сейчас уже не помню, который шел в Новороссийск».
Об этом случае, конечно же, в общих чертах я слышал и ранее, еще до прихода на танкер “Луцк”, но рассказ Михаила Александровича ярко и емко высветил все благородство и порядочность нашего боцмана Пал Палыча! Такие люди были во все времена, есть они и сейчас, просто мы мало о них знаем, на слуху все больше фамилии олигархов да скандальных “светских львиц”, а должно быть наоборот!
Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:
*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Курс на запад
*Панамский канал - как он есть...
*Aqua vita - Pepsi-Cola
*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"
*Долгая дорога домой
*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)
*Путевка в жизнь
*Операция «Шестерня»
*ЧП в Юго-Восточной Атлантике
*Анжелика
*День Нептуна капитана Врунгеля
*День Нептуна
*Что в имени тебе моем?
*Как корабль назовешь, так он и поплывет
*Люботинские рейсы
*Перестой в Новороссийске
*Всем судам Министерства морского флота СССР…
*Лебединая песня «Люботина»
*Последний рейс танкера «Люботин»
*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода
*Юбилей Старого моряка
*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)
К главной странице Морских сказов