Призрачные острова Мельхиор |
| |
| |
| Час ночи за бортом. Сна ни в одном глазу. Стою на палубе и пытаюсь осознать реальность происходящего. Гера Барковский емко и однозначно определил ее двумя словами: параллельная реальность. Я бы добавил: в лучшем ее варианте. Прозрачная, светлая тишина. Вы можете себе представить в ночной мгле голубой снег ледников? Не синий, а лазурный голубой. Ведь вокруг свет, который в Москве бывает в это время года в 4-5 часов вечера. | | Птицы не спят. Носятся по своим птичьим делам. С ледников плюхается в воду слежавшийся сотни и тысячи лет назад снег. По отвесным снежным стенам отчетливо видны годовые кольца снежного дерева — ледника. Потрясающая тишина. Не верится, что совсем недалеко отсюда бушует и клокочет море. Еще пару десятков часов назад капитан Стью настойчиво уговаривал нас не идти на станцию Беллинсгаузен с ее вечными туманами и отсутствием снега. Мы усиленно думали… | | Что за звук? Минуту назад кто-то настойчиво стал скрестись в борт и пытаться залезть на палубу. В море быстро привыкаешь к тому, что все звуки касаются тебя. Здесь нет посторонних звуков, нет соседей через стенку, нет оживленной улицы и ресторана с допоздна загулявшими посетителями… Побежал наверх. Стало еще светлее. К борту прибилась льдина и царапается — напрашивается в гости… Дудки. В честь 190-летия открытия Антарктиды мы собирались пойти на российскую полярную станцию Беллинсгаузен. Но не пошли. Нас убедил не Стью, а все ухудшающаяся погода. Задул ветер, и зарядил снег. Волна, и без того высокая, стала выше и беспорядочнее. Корпус яхты кренился так часто и сильно, что хотелось проснуться. В этот момент начинаешь прислушиваться ко всем звукам: движению воды за бортом, шуму набегающей волны, вою ветра, звону снастей, гудению мачты и гика. А паруса хлопают так звонко, что изнутри лодки звучат, как грозовые разряды. Утром я проснулся по двум причинам: показалось, что лодка стоит в полной тишине, но сильно раскачивается. Побежал в ходовую рубку. В ней сидят капитан и Крис-швейцарец. Оба озадаченно смотрят в бинокли. По карте мы должны проходить между островами. На локаторе они тоже есть, а за иллюминаторами … нет. Понятно, что локатор не позволит столкнуться с ними, но неприятно. Ну что, все еще хотите на Беллинсгаузен? Нет. Пошли дальше.
| | Почти весь день мы пробирались по скучному, вяло колышущемуся океану. К вечеру появились острова Мельхиор — фактически Антарктида. Они то появлялись, то скрывались в тумане, показывая нам всевозможные чудеса. Вначале мы увидели вдали ледник, рядом с которым возвышалась какая-то мачта. Оказалось, что это — узкая стометровая колоноподобная скала. Потом над водой поднялось облачко пара. Через пару минут — еще раз… Кит! Потом наперебой затораторили Крис-швейцарец и Джессика — «Европа! Европа!» — и стали показывать пальцами на запад. Совсем свихнулись во льдах: увидели Европу в южном полушарии! А из тумана выплыло великолепное трехмачтовое парусное судно «Европа»… | | Вообще нам стало немного грустно оттого, что мы себя считали исключительными в своем приключении, а Антарктида стала проходным двором для туристов. В бухте, в которую мы зашли, уже стояла небольшая яхта. Она, как и мы, зашла сюда заправиться талой пресной водой из ледника. Через час сюда же вошла еще одна яхточка и пришвартовалась лагом к нашему борту… Острова Мельхиор впервые увидела в 1873—74 гг. немецкая экспедиция Даллманна. Удивительно, что педантичные немцы оставили этот клочок суши без названия. Вероятно, от восхищения у них пропал дар речи. На карту они были нанесены экспедицией Чарко в 1903—05 гг. Самый крупный из островов группы Чарко назван в честь вице-адмирала французского флота Мельхиора (Melchior). Забавно, что этим именем потом называли то два, то три, то всю группу островов. Самого вице-адмирала никто уже не помнит, а слава островов растет. С берега бухты на нас смотрели два пингвина. Поразительно, но почему-то ребята окрестили их… дураками. Уже не в первый раз слышу такую характеристику этих красивых, беззлобных птиц. Почему-то у нас сразу появились какие-то гастрономические мысли… Крис Фолклендский «набросил на нас мокрое одеяло». Оказалось, что он — единственный из присутствующих, кто решился на такой эксперимент, о чем здорово жалеет. Когда-то он с друзьями поджарил стейки из пингвинятины. По его словам, это — мясо со структурой курятины и мощным (неприятным) запахом рыбы. Берегите пингвинов!
| | Затем четверо из нас (Максим, Виктор, Гера и Ренат) отправились на берег и штурмовали прибрежную горку. Спустились с нее они быстрее, чем поднялись. Пологий склон горы так и звал скатиться вниз на спине. Те, кто остался на лодке, здорово позавидовали им. Не катанию с горки, а тому, что с вершины были хорошо видны киты. | 1 | Четыре часа утра. Совсем светло. В бухту входит еще одна яхта. Аншлаг. Стоянка в бухте позволила принять горячий душ. Принимать его было страшно по двум причинам: температура в лодке (в каютах и душевой) — около 14 градусов выше нуля. Второе — вода забортная — соленая, но подогретая. Отлично. Долой запахи! После завтрака из трюма были подняты две упаковки с надувными каяками. Можно сказать, что это — обычные байдарки-двойки, но их особенностью являются дыры в дне, через которые забортная вода сливается обратно. Лодки не тонут потому, что состоят из надувных баллонов. Максим, Ренат, Виктор и Павел взялись за весла. Мы с Крисом Фолклендским сели в моторный «Зодиак» и сопровождали их. Признайте: вести съемку на видеокамеру с веслами в руках — несколько хлопотно. И я не прогадал!
| | Я в очередной раз скажу, что проход между островами с их отвесными ледниками вызывает потрясение и немой восторг. Еще немного — шок. Очень много голубого цвета от пресных снегов. Голубые тени выползают из каждой расщелины. Спрессованный снег нависает над водой, грозя обвалом на наши восторженные головы. Крис сидит за румпелем гоголем. Уверенно ведет лодку по ледяным каньонам и рассказывает о специфике ландшафта, а также сообщает исторические факты о китобоях, местных навигационных знаках и пр. Спрашиваю его: «Часто ли ты здесь бывал?». «В Антарктике — пять раз. Здесь — впервые», — был ответ. Вот что значит кураж!
| | На очередной мысок я не обратил внимания. Снег как снег. Камни как камни. Потом один «камень» поднял усатую голову и посмотрел на нас. Вслед за ним поднялись еще три головы. Тюлени! На улице чуть-чуть выше нуля, а они лежат на голом снегу в позах утомленных солнцем. Кто-то высказал мысль погладить эти туши. Думаю, что самец, лежащий несколько поодаль, выразил бы свое решительное несогласие с этой идеей. | | Метрах в 400 от этого мыска по заливу плавали голубые айсберги. Мы их видим обычно только на фотографиях или в кратких хрониках. Можно догадываться, что они передвигаются. Но тут было отчетливо видно движение многотонной туши под воздействием ветра. Наш моторный «Зодиак» заложил вираж вокруг льдины, и я с видом знатока прокомментировал бирюзовый цвет воды возле айсберга: «Это — пресная вода!». Крис не согласился: «Это — подводная часть айсберга!».
| | Ребята на каяках носились по заливу с приличной скоростью. Я пытался подбадривать их словами: «Российская байдарочная сборная в Антарктиде не имеет на настоящий момент конкурентов…». Через пару минут мои слова стали соответствовать истине, т.к. «Зодиак» резко остановился. Дальше идти было нельзя — мелко. Сквозь прозрачную холодную воду хорошо просматривались валуны. Между островами можно было бы перейти вброд. В непромокаемых валенках.
| | На обратном пути к яхте три человека из четырех покинули каяки и добирались до нашей базы на «Зодиаке». И только Павел мужественно греб до самого борта Pelagic Australis. Через час мы двинулись дальше на юг. При выходе в океан нас встретили три кита. Устойчивое представление о том, что они пускают фонтаны, неверно. Над водой подымается облако пара и брызг. Время от времени из воды появлялись огромные блестящие спины с плавниками. Пару раз над водой появлялся мощный хвост.
| | ======= В Интернете есть еще один ресурс, описывающий наше путешествие на Pelagic Australis. Это страница Геры Барковского (http://gera1980sail.livejournal.com). Наши ресурсы никак не конкурируют друг с другом, т.к. преследуют одну цель: держать вас в курсе наших дел из разных источников.
| Хотите обсудить на форуме?
Переходы к другим главам:
1. Пyть в Aнтapктидy 2. Путь в Антарктиду через Буэнос-Айрес 3. Bocкpeceньe в Бyэнoc-Aйpece 4. Ушyaйя. Кpaй cвeтa 5. Hoвый гoд нa Кpaю Cвeтa 6. Дopoгa нa Бeлый Maтepик 8. Энтepпpaйз 9. Бyxтa Пapaдиз. Maтepик 10.Дeнь мнoжecтвa coбытий 11.Toчкa пpинятия peшeния 12.Bcтpeчь coлнцy 13.Bepнaдcкий 14.Уpyгвaй 15.Дeнь зaгaдoк 16.Beтep 17.Boлны пpoливa Дpeйк 18.Mыc Гopн. Boзвpaщeниe
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|
|