Рассказ Анатолий Захарченко – Начальника судовой радиостанцииИ мне есть, что рассказать о боцмане Пал Палыче Вальдмане. Впервые встретился я с этим неординарным человеком в мае 1979 года на борту танкера «Луцк», куда я был направлен радиооператором. Судно стояло на перестое (ремонте) в доке Новороссийского судоремонтного завода. Спуск на воду намечался в ближайшее время.
Приказ о моем назначении надо было вручить старпому. Старпом с боцманом находились на баке и были заняты проверкой хода ремонта якорного устройства. Боцман показался мне мужиком весьма и весьма брутальным. Сразу подумалось, что у такого «дракона» не забалуешь! Старпом, между прочим, сказал, что у боцмана стаж на флоте составляет 33 года, и в шутку заметил, что его пора выставлять в музее!
«Вот это стаж», - подумал я. А у меня на тот момент он составлял всего три года на флоте!
Проработал я на «Луцке» пять лет. Хотя мы с Пал Палычем относились к разным службам на судне, да и, как говорится, «выступали» в разных весовых категориях, но я не мог не заметить его главное хорошее качество: умение выслушать собеседника, а не отмахиваться и делать вид, что мол, я по горло занят, а тут ты еще лезешь со своими просьбами.
Чувство юмора ему было не чуждо, а как же без него в длительном рейсе! У моряков в экипаже, как и у космонавтов на орбите должна быть психологическая совместимость, рейсы то по полгода, как и у космонавтов сейчас полеты свыше 180 суток! Как-то я оказался свидетелем разговора нашего боцмана со старпомом. Тот дает боцману какие-то указания, касающиеся предстоящих работ на палубе, а Пал Палыч механически отвечает «Яволь», и так несколько раз. Старпом вопросительно посмотрел на боцмана и с хитрецой спросил:
- Пал Палыч, а Вы где служили?
Боцман ответил, что он из прибалтийских немцев и это нечаянно вырвалось!
Знал Пал Палыч и испанский язык. Ну, как знал…? «Луцк» часто ходил на Кубу. Пал Палыч свободно общался с кубинцами во время швартовки на их языке. Кубинцам это нравилось. Когда после швартовки они приходили что-нибудь «выцыганить» у боцмана, то обращались к нему по-своему, называя его Пабло (Pablo).
На «Луцке» получил я рекомендацию на повышение в должности. Уже после сдачи экзаменов на начальника радиостанции случилась на танкере проблема с редуктором параболической антенны радара - на ведомой шестерне разбило зубья.
В навкамере (навигационной камере) мне торжественно вручили новую шестерню, весом килограммов десять, и посоветовали, чтобы капитан судна запросил начальника пароходства направить в рейс инженера навкамеры для проведения ремонта. Суть совета в том, что это работы заводского характера, нужен кран, вывод судна из эксплуатации, наличие профильных ремонтных специалистов и тому подобное. Одним словом – гемморой. Чтобы подсластить пилюлю, мне присоветовали визированного радиоспециалиста, готового выйти в рейс.
«Луцк» шел грузиться сырой нефтью для Кубы в латвийский Вентспилс - самый глубоководный незамерзающий порт на балтийском побережье. Значит, лететь предстояло в Ригу.
На дворе стоял февраль 1983 года, а в Вентспилсе морозы минус 20. Какие там краны и ремонты?! Руки примерзают к металлу на морозе! Тем более, в Вентспилсе после завершения погрузки судно выгоняют из нефтегавани на рейд. Стоять у причала, где имеется подъемный кран, мешать погрузке других судов не дадут, иначе остановится нефтепровод «Дружба». Ремонт придется делать в теплых краях, а значит, следует добиваться отправки специалиста в рейс.
Я зашел на радиоцентр, написал радиограмму на имя капитана, изложив план предстоящих действий, необходимых для направления радиоспециалиста в рейс и улетел на Ригу, прихватив на довесок ту шестерню ведомую, вдобавок еще и косозубую. Билет на самолет до Риги, как сейчас помню, стоил в те благословенные «застойные годы» всего 42 рубля! Улетал, не будучи уверенным, что радиоинженер выйдет с нами в рейс, но маленькая надежда была.
Однако, через два дня после моего приезда в Вентспилс прибыл Виталий - специалист из навкамеры. Я, конечно же, обрадовался, когда он распахнул дверь номера в гостинице моряков, где я проживал. Молодец, все-таки успел. Хорошо, что «Луцк» еще не поставили к причалу, значит, антенну победим!
Виталий рассказал, что начальник пароходства, подписывая приказ о его направлении на судно, улыбнулся и спросил:
- Так это вас направляют на «Луцк» в качестве подъемного крана?
Оказалось, что в радиограмме с «Луцка» приводились обоснования для направления специалиста в рейс. А в конце неосмотрительно было сказано, что если специалист выйдет в рейс, то надобность в кране отпадает!
Виталий с выходом в рейс произвел полную профилактику радарам «Океан» и старенькому «Дон». А уже когда потеплело в районе Азорских островов, поднялись мы на самый верх мачты, где располагались редуктор и параболическая антенна. Её ещё называют «лопата».
На антенной площадке мы обнаружили, что в корпусе редуктора, вдобавок ко всему, еще и одна лапа лопнула. Корпус редуктора силуминовый (сплав алюминия с кремнием), а значит, нужна аргоновая сварка, а ее на судне нет! Вечный вопрос «кто виноват, и что делать?»
Мы решили начать демонтаж, а там как-то придумаем - как лапу приварить.
Вот тут-то и пригодилась недюжинная сила Пал Палыча, его организаторские способности и большой опыт. По сути, Пал Палыч и стал тем «подъемным краном», о котором все время шла речь! Без помощи боцмана и старшего матроса нам с Виталием было бы тяжело.
В Сантьяго де Куба капитан договорился с агентом насчет аргоновой сварки. На нефтеперерабатывающем заводе, куда мы выкачивали нефть, был сварочный аппарат. Как же нам повезло!
Не прошло и двух часов после того как у нас забрали в ремонт корпус редуктора, звонит вахтенный:
- Иди, забирай свою железяку, уже принесли готовую!
Собрали редуктор быстро, опять же с помощью Пал Палыча и его приспособлений антенное устройство водрузили на штатное место.
Вот этим, собственно, и завершилась операция с шестерней.
* * *
Как-то в отделе кадров, списавшись уже с другого судна, встретил ребят, с которыми работал на танкере «Луцк». Они то и рассказали мне грустную историю, что Пал Палыч ушел, а вернее его «ушли», закрыли визу.
А причиной всему случившемуся послужило то обстоятельство, что на одном из судов пароходства произошел невероятный случай. За границей, в Италии, сбежал помполит! Потом после разбирательств оказалось, что он был дважды женат! Стали выявлять, а кто еще так «нагрешил»?
Пал Палыч состоял в третьем браке! Это сочли «криминалом» и поводом для увольнения. Так достаточно житейская история круто изменила судьбу человеку, отдавшему флоту лучшую часть жизни!
По некоторым сведениям он устроился боцманом на плавучий док в Ильичевском судоремонтном заводе.
Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:
*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Курс на запад
*Панамский канал - как он есть...
*Aqua vita - Pepsi-Cola
*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"
*Долгая дорога домой
*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)
*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)
*Путевка в жизнь
*Операция «Шестерня»
*ЧП в Юго-Восточной Атлантике
*Анжелика
*День Нептуна капитана Врунгеля
*День Нептуна
*Что в имени тебе моем?
*Как корабль назовешь, так он и поплывет
*Люботинские рейсы
*Перестой в Новороссийске
*Всем судам Министерства морского флота СССР…
*Лебединая песня «Люботина»
*Последний рейс танкера «Люботин»
*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода
*Юбилей Старого моряка
*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)
К главной странице Морских сказов