Бакланов А.В. 

Хроники
   Жакко

Навигация
     

RSS 2
Располагайтесь
     

Новости сайта
     
Облако тегов
     
  Популярные ключевые слова ..

Архив публикаций
     
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Февраль 2023 (1)
Февраль 2022 (2)







Люботинские рейсы   
 
Летом 1985 года направили меня на танкер «Люботин», к тому времени уже «преклонного возраста», названного так в честь небольшого по тому времени городка Люботин в Харьковской области Украины.
Ничто не вечно под луной, и корабли тоже умирают, уходя в свой последний рейс на металлолом, или как выражаются моряки «уходят на иголки». Мне пришлось поучаствовать в списании судна, и первым был «Люботин», но на перегон я не попал, так как в отделе кадров был заведен такой порядок, что отгоняет судно на базу разделки штатный экипаж. Я в конце рассказа приведу воспоминания Виктора о сдаче в Китае танкера «Люботин». С Виктором, которого я отыскал в соцсетях аж в Финляндии, вместе работали на этом судне, и ему довелось побывать в перегонной команде! (См. Последний рейс танкера «Люботин»).

Построили танкер «Люботин» японские корабелы. 27 сентября 1962 года на нем был поднят Государственный флаг СССР, и оно вошло в состав Управления нефтеналивного флота Черноморского Государственного морского пароходства, порт приписки Одесса.
Тогда по заказу Министерства морского флота СССР эта серия танкеров в количестве 18 штук была построена за короткий период, с 1962 по 1965 годы на двух японских верфях. На судостроительной верфи Айой строились суда типа «Лисичанск» к которым относился и «Люботин, а в Хиросиме типа «Люберцы». Эти два подтипа серии немного отличались друг от друга, но получили общее название суда типа «Л», или, как их еще ласково называли моряки - «эЛки».

В начале июня, сдав сессию за 3-й курс в НВИМУ, я получил направление на танкер «Люботин». Погрузили сырую нефть в Новороссийске, и ушли на Эфиопию. С нами в рейс для прохождения штурманской плавпрактики вышли восемь курсантов судоводительского факультета НВИМУ. Появление молодежи явно оживило общественную жизнь на судне. Немного освоившись и понаблюдав за трудовыми буднями экипажа, курсанты выпустили юмористическую стенгазету, приуроченную ко дню работников морского и речного флота. На волне, разворачивающейся тогда в стране гласности и перестройки материалы газеты коснулись почти всех сторон жизни на судне. В поле зрения попали многие персонажи, от капитана до буфетчицы. Досталось всем! И мне тоже - поместили дружеский шарж и едкую эпиграмму! Было весело и остроумно, экипаж живо комментировал каждую шутку.

Незадолго до прихода в Туапсе из эфиопского рейса мы получили радиограмму из бухгалтерии пароходства, где сообщалось, что экипажу начислена премия в размере около 4 тысяч рублей за участие в спасательной операции по снятию с мели нашего рыболовного траулера в проливе Дарданеллы, порт приписки Керчь. Само это событие имело место где-то полгода назад. Сумма по тем временам была немалая, хотя конечно, львиную долю вознаграждения пароходство оставило себе. На общесудовом профсоюзном собрании было принято решение направить эту премию детям-воспитанникам детского дома города Люботин. Экипаж танкера «Люботин» шефствовал над этим детдомом. Тогда такие шефские связи были развиты и приветствовались. Вечером того же дня радиограмма с просьбой о переводе премии детям-сиротам была отправлена главному бухгалтеру пароходства.

Событие по нынешнему масштабу цен – незначительное. Но натолкнулся я в сети на официальное сообщение Министерства финансов СССР за 1961 год. Это сообщение интересно тем, что цены в нем были соизмеримыми вплоть до эры Перестройки (1985 г.). Привожу данные без редакции:
Швейная машина ручная (марка и модель не указаны) - 58,30
Швейная машина ножная (марка и модель не указаны) - 58,30
Мотороллер "Тула-200" - 500,00
Велосипед мужской (марка и модель не указаны) - 49,80
Велосипед женский (марка и модель не указаны) - 53,50
Дорожка ковровая (длина 3 м.) - 32,40
Часы наруч. "Эра" в анодирован. корпусе - 53,50
Часы наруч. "Эра" в золотом корпусе - 95,00
Часы наруч. "Победа" - 25,00
Часы наруч. мужские в золотом корпусе - 130,00
Радиола "Рекорд-59" - 53,00
Бритва электрическая "Нева" - 14,00
Пианино (марка не указана) - 526,00
Холодильник "Саратов-2" - 150,00
Баян с футляром (марка не указана) - 138,50
Собрание сочинений Н.Лескова в 11 томах - 10,10
Фотоаппарат "Мир" - 60,00
Ковер разм. 1,7х2,5 м. - 127,50
Ковер разм. 1,4х2 м. - 84,00
Утюг электрический (марка не указана) - 14,00
Пылесос "Чайка" - 42,50
Мясорубка - 4,47
Будильник (марка не указана) - 4,50
Автомобиль "Москвич" (модель не указана) - 2500,00
Туристская путевка по Черноморскому побережью Кавказа - 75,00
Прибавлю от себя: килограмм картошки в магазине множество лет стоил 12 копеек за килограмм.

Прикиньте сами: что значили для Детского дома 4000 матросских рублей.

После Эфиопии предстояла погрузка нефти назначением на Никарагуа. Я раньше немного уже писал об этом рейсе в рассказе «Большая рыбалка» , все было очень интересно.

Выгрузившись в никарагуанском порту Сандино, направились в сторону Панамского канала. Пройдя канал, получили указание следовать в Новороссийск. Предстоял ремонт трубопроводов и танков, возраст судна все же давал о себе знать! Перед Гибралтарским проливом палубная команда во главе с боцманом закончила дегазацию и мойку танков, произвела смену балласта, набрав в чистые танки воду из Атлантики. Такая тщательная подготовка грузовых танков из-под нефтепродуктов необходима для безопасного проведения сварочных и огневых работ в танках и на трубопроводах. После мойки танков горячей забортной водой, они пропариваются перегретым острым паром, который подается в танк под давлением. Этим достигается то, что легкие фракции нефти разлагаются и улетучиваются. Пренебрежение этими требованиями ведет к печальным последствиям.

Так, на танкере «Заветы Ильича» польской постройки, которое было приписано к порту Находка Приморского морского пароходства, в 1982 году в Беринговом море произошла тяжелая авария. Сообщение пришло к нам закрытой связью, тогда об этом предпочитали умалчивать. А более подробную информацию мне рассказал наш лоцман Подоляка Виктор Васильевич, с которым я работаю сейчас в одной организации. Судно следовало после выгрузки нефтепродуктов на полярных станциях в Находку. Танки были дегазированы с нарушением технологии. Газосварщик, донкерман и моторист производили сварку на трубе, которая выходила из грузового танка. Каким-то образом искры попали в полость газоотводной трубы, и произошел взрыв! Танкер раскололся на две части,- носовую и кормовую.

На носовой части (треть длины судна) оказались боцман и два матроса (по некоторым данным - один), которые производили обслуживание механизмов на баке. Не растерявшись, они по-быстрому спустили спасательный плот, запрыгнули на него и отошли на безопасное расстояние от носовой части танкера, которая вскорости затонула. Кормовая часть накренилась, но осталась на плаву, объявили шлюпочную тревогу, были спущены две спасательные шлюпки и экипаж высадился в них. (Снимок выше сделан со шлюпки на выжившую кормовую часть. В Советские времена такие снимки переводились в разряд «Совершенно секретных»).

Шлюпки также отошли на безопасное расстояние, чтобы не быть втянутыми в воронку в случае, если бы кормовая часть судна начала тонуть, но убедившись, что крен не увеличивается и кормовая часть остается на плаву, вернулись обратно. Вышли на связь, сообщили в пароходство о случившейся аварии. Был выслан спасательный буксир, который отбуксировал кормовую часть в Сингапур, где её поставили в док. По строительным чертежам была построена носовая часть, в доке их состыковали, приварили друг к другу, и судно еще долго бороздило морские просторы. Конечно, это вылетело пароходству и государству в копеечку, был произведен «разбор полетов», старшие командиры получили дисциплинарные взыскания. Никто из членов экипажа не пострадал, все остались живы и здоровы, но халатность и пренебрежение пожарной безопасностью приводит к таким вот печальным последствиям!

В сети до сих пор происходят бурные обсуждения обстоятельств этой трагедии – под воду ушли первый-третий загруженные танки судна. Считается, что ремонтируемый четвертый танк содержал на днище ржавчину, грязь, остатки мелкой рыбёшки и всякий мусор, которые «поставляла» на танкера Находкинская нефтебаза. Грязный балласт отдавали на нефтебазу Находки, а база сознательно подмешивала этот мусор в груз. Во Владивостоке грязный балласт на нефтебазу не отдавали.

Вполне уместным будет описание того, как происходит очистка танков от мусора. Это – полезное описание для не в меру романтичной молодежи. Ну, а те, кого оно не смутит – прямая дорога в море. Такие ситуации бывают не только на танкерах.

На фото слева находятся участники событий, которые описаны ниже. Я и Виктор Петрович Поворознюк (он слева). Мы были тогда несколько моложе. Более чем на 40 лет.
С Виктором Петровичем я познакомился в 1977 году, когда пришел на танкер "Комсомолец Ленинграда" вторым радистом, а Виктор был штатным старшим матросом-плотником, родом он с Кировоградщины, более 50 лет назад морская романтика забросила его в славный город Туапсе, где он учился в ТУ-9, которое готовило для морского флота матросов, мотористов и поваров-пекарей-буфетчиков! Девчата само собой разумеется шли учиться на поваров-пекарей-буфетчиков, ну были в группах и ребята.
После "Комсомольца Ленинграда" меня направили на другое судно, Виктор Петрович, некоторое время поработал еще на нем, а потом ушел на берег, женился и устроился боцманом, а потом и капитаном на суда на подводных крыльях, а проще "Кометы". Знакомство и дружба с ним не прерывалось ни тогда, ни сейчас. Последние семнадцать лет мы работаем с ним вместе в Сочинском филиале Росморпорт.

Так вот... В 1978 году мы на рейде маяка Санта Мария - в предместьях Гаваны, мыли танки танкера "Комсомолец Ленинграда" под зерно. Танкеры используются и так, чтобы не гонять их впустую. Мы должны были идти в Квебек на погрузку зерна и - в Союз. Когда помыли, и пропарили танки, а затем провентилировали, спустился народ на выборку неоткачиваемых остатков нефтепродуктов. Капитан загнал нас всех в танки. В том числе и меня - радиста, доктора, помполита, 5-го помощника, машинистов, ну, естественно и всех матросов с боцманом во главе. Особенно много пришлось повозиться в бортовых танках, там идет набор (каркас) корпуса. Это - огромное количество неровностей, площадки, трапы, а в самом низу вообще был кошмар - там нефть пропитала остатки пшеницы и кукурузы от предыдущих рейсов. Плохая была подготовка танков после выгрузки.

Обработанные острым паром неоткачиваемые остатки нефтепродуктов - настоящий асфальт – и по цвету, и по консистенции. Правда, у асфальта запах лучше. Мы работали, в буквальном смысле, как в выгребной яме: брали лопаты совковые и копали, как на даче, все это в ведро, а наверху на палубе стояла воздушная машинка, которая подымала этот вонючий «асфальт». Матрос носил эти остатки на инжектор. Там главным было доктор, который высыпал это дерьмо в конус, а внизу был подведен пожарный шланг, с давлением порядка 7 кг. Все это подхватывалось водой и вылетало за борт!!!

Еще все подшучивали над доктором, мол, говорила мама, учись на доктора - будешь элитой. А тут пришлось ведра чистить скребком от дерьма!
Была сделана фотогазета, потом ржали все: на фото все перепачканные! Капитан распорядился радиовахту стоять только начальнику рации, а я только в 1 час ночи просыпался, чтобы дать диспетчерскую сводку через дежурное судно-посредник в Атлантике, а потом заваливался опять спать. Выматывались сильно.
Похоже, что этот снимок был сделан именно тогда: у Виктора Петровича на руках грязные брезентовые перчатки, на шее - кочегарская косынка, очень удобная вещь, выдавали мотористам-кочегарам. Пароход то наш был турбоход, стояла турбина, вращавшая гребной вал. У турбины было жарко. Ну, боцман давал и матросам такие косынки. Они были хлопчато-бумажными, хорошо впитывали пот, их можно было повязать на голову! На фото мы были молоды, счастливы и горды собой.
Заметьте, это было 1 и 2 мая. Вот такими трудовыми успехами мы встречали Первомай! Но с задачей справились, вовремя пришли в Квебек под погрузку, пароходство не понесло убытков за несвоевременную подачу судна! Другое дело, что мы там на реке Святого Лаврентия застряли недели на три на якоре, но это уже другая история и не менее интересная!

Ну, это было небольшое отступление. В период перестоя в порту или в ремонте на судоремонтном заводе на суда приезжали делегации из городов, чьё имя носило судно, и в свою очередь, делегации с судов приглашались в гости в те города, именем которых они были названы. Вот, к примеру, весной 1981 года танкер «Луцк» стоял в большом полугодовом ремонте на Новороссийском судоремонтном заводе. Делегация судна, в составе первого помощника капитана Пилипьянко В.Ф., старшего помощника капитана Терехина С.А. и начальника судовой радиостанции Мирошниченко М.А. была приглашена Луцким горкомом Компартии Украины и горсоветом в гости в город Луцк Волынской области. Кстати, замечу, что все трое были родом с Украины, первый из Полтавской области, а двое других из Донецкой области.

Состоялись интересные встречи моряков с тружениками заводов и фабрик, со студентами учебных заведений и школьниками. Областная газета «Советская Волынь» не оставила без внимания это событие, опубликовав отчет об этом визите моряков. Прошло с тех пор 33 года, нет Советского Союза, что происходит на Украине сегодня, все мы знаем, идет гражданская война на Юго-Востоке. Людей унижают и убивают за то, что они хотят говорить по-русски, на своем родном языке. В 1981 году это трудно было представить, хотя, не будем лукавить, и быть ханжами. И в те годы чувствовалась неприязнь и отчужденность в Западной Украине к «москалям» и «схiдникам» (жителям восточных областей Украины).

А чтобы не быть голословным, приведу вот такой пример. В конце октября 1982 года по путевке профкома плавсостава поехал в санаторий недалеко от города Трускавец, что в Львовской области, попить знаменитой водички «Нафтуся». Замечу, всего за 40 советских рублей (2/3 стоимости путевки оплатил профком!) «Нафтусю» привозили нам в санаторий на машине в больших термосах, но мы, когда позволяла погода, ходили за водой в лес сами. Там в овраге был родник этой лечебной воды.

В один из походов к роднику, мы пошли сначала к «Колыбе», так там называются стилизованные под стоянку пастухов овец питейные заведения. «Колыба» располагалась выше источника, в лесу стояли импровизированные столики и стулья, сделанные из пеньков спиленных деревьев. Обстановка располагала к отдыху, у нас образовалась своя компания молодых людей, парней и девушек из разных республик Союза. Были ребята и девушки из Молдавии, Дагестана, Украины, России, Чечено-Ингушетии, Башкирии и даже один кореец из Казахстана. Приходилось иногда нарушать режим, как пела Алла Пугачева в песне «про настоящего полковника», а что делать? Жизнь брала свое! Особо мы не злоупотребляли, а для поднятия тонуса и веселого настроения в чисто медицинских целях дегустировали водочку. Особенно понравилась нам здешняя цветная водка «Охотничья», настоянная на местных травах. И стоила всего-то 8 руб. 12 коп бутылка. Проведя очередную дегустацию, мы компанией спустились к источнику, чтобы набрать «Нафтуси» с собой. Полиэтиленовых бутылок тогда не было и в помине, поэтому набирали в бутылки из-под «Столичной» с крышечками, было очень удобно.

Осень была сухая, родник бил слабо, а поэтому образовывались очереди. Набрав воды и собравшись уходить, мы стали свидетелями такой картины,- к источнику на мотоцикле подъехали двое молодых людей из местных, тоже за водой, и нахально в наглую стали набирать воду из родника без очереди. На замечания отдыхающих они не реагировали, вели себя вызывающе, типа «понаехали тут»! Одна женщина, видать из местных, присев возле них на корточках, стала стыдить молодых людей. Разговор шел на украинской «мове», я понял только то, что она им сказала,- так поступать нельзя, и в этом есть вина ваших родителей, что они вас так воспитали!


Переходы к другим сказам Анатолия Захарченко:


*Морские зайцы (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Обычный рейс (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Курс на запад

*Панамский канал - как он есть...

*Aqua vita - Pepsi-Cola

*Тихоокеанские сюжеты или опять "морские зайцы"

*Долгая дорога домой

*Зеленый луч (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*На ремонте в Греции. (Из рассказов Анатолия Захарченко)

*Большая рыбалка (Из рассказов Анатолия Захарченко и Сергея Рощина)

*Путевка в жизнь

*Операция «Шестерня»

*ЧП в Юго-Восточной Атлантике

*Анжелика

*День Нептуна капитана Врунгеля

*День Нептуна

*Что в имени тебе моем?

*Как корабль назовешь, так он и поплывет

*Люботинские рейсы

*Перестой в Новороссийске

*Всем судам Министерства морского флота СССР…

*Лебединая песня «Люботина»

*Последний рейс танкера «Люботин»

*Последний рейс Василия Порика – Человека и теплохода

*Юбилей Старого моряка

*О сложностях межнационального общения (Из рассказов Анатолия Захарченко)



К главной странице Морских сказов


 

27 января 2015
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


  1. Комментарий от 24 февраля 2015 16:59
    #1
     
    nugmanbaur





    icq: {icq}

      
    к источнику на мотоцикле подъехали двое молодых людей из местных, тоже за водой, и нахально в наглую стали набирать воду из родника без очереди. На замечания отдыхающих они не реагировали, вели себя вызывающе, типа «понаехали тут»! 
      Помню в Армии москвичей не любили,они относились к другим с нескрываемым презрением,они этим были прямо пропитаны,такая самозабвенная уверенность-"Я не я и вы не люди...".
    зарегистрирован: -- цитировать    

Добавление комментария
   
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


 
на этом сайте используются авторские материалы, при копировании активная ссылка на сайт обязательна


1
2
3
4
5
11
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Rambler's Top100  Adre - поисковая система, каталог сайтов ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров! Faststart.ru: Информационный портал продвижение сайта; разработка корпоративного сайта, оптимизация веб-сайта